Конспект занятия "Права ребенка"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Права ребенка»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цели:
Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
Формировать представление о собственных правах.
Задачи: Продолжать знакомить детей с основными правами и обязанностями, закреплять знания, полученные ранее;
Подчеркнуть значение знаний о правах ребёнка;
Помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности;
Формировать представление о правах и обязанностях через литературные произведения;
Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям; развивать эмоциональную отзывчивость, чувство ответственности.
Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Рассказ о значении имен детей, обсуждение пословиц и поговорок об имени, семье и жилье.
Ход занятия:
1 ч.
Все берутся за руки и проговаривают:
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все!
Воспитатель: - Сегодня мы с вами обсудим серьезную тему:
«Права ребенка».
Но сначала давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И красиво мы сидим.
Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на все эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека». Заботясь о детях, написали книгу «Конвенцию о правах ребенка». Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка. Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. (Показ книги) А вы знаете, какие права есть у детей?
Воспитатель
Знают взрослые и дети,
Да и вам узнать пора,
Что у всех на белом свете
Есть законные права.
И не важно, где живёшь ты,
Кто богаче, кто бедней,
И какого цвета кожа -
Право ты имеешь то же,
Что и каждый из людей.
Педагог обращает внимание детей на стенд с картинками, на которых изображены права детей. Дети называют основные права детей: право на имя, право на семью, на медицинскую помощь, на бесплатное образование и др.)
2 ч .Право на жизнь
Воспитатель приносит сундучок, в котором лежат предметы-символы.
Воспитатель. – Здесь лежат предметы-подсказки, по которым вы догадаетесь, о каком праве идет речь.
Достается из сундучка картинка с изображением солнца.
- Что символизирует солнце? О каком праве мы с вами будем говорить? (право на жизнь).
- Первое и самое главное право – это право на жизнь. Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? (каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и др.люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.)
От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? Научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение “Птенец”.
Упражнение “Птенец”.
– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!
Ребята, а вы знаете сказки, в которых нарушаются права сказочных героев на жизнь? (Волк и семеро козлят, Колобок, )
3. Право на имя.
Из сундучка достается свидетельство о рождении.
- Ребята, отгадайте загадку:
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
Воспитатель: Правильно, ребята, это имя. А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека.
-Ребята, что это за документ? (ответы детей). Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку. Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей).
- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени).
- А сколько имен может иметь человек? (одно имя). Правильно. А как вы понимаете пословицу «У милого дитяти несколько имен» (имя можно изменять, называя людей ласково).
Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.
Игра «Назови ласково» (дети сидя на стульчиках передают по кругу мяч, называя ласково друг друга).
- А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение. Например, Наталия – родная, Виктор – победитель.
Ребята, а вы знаете, что обозначают ваши имена? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на изображения сказочных героев на мольберте:
-Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети:
Айболит – лечит тех, кто болеет.
Снегурочка – девочка из снега.
Незнайка – мальчик, который ничего не знает.
Белоснежка – девушка, белая, как снег.
- Фамилия человека тоже может что-то обозначать. Например, русская фамилия Иванов обозначает то, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. А фамилия Кузнецов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном кузнеца.
- У граждан нашей страны кроме имени и фамилии есть еще и отчество. Кто дает отчество ребенку? (отец). Правильно, если папу зовут Владимиром, то у ребенка будет отчество Владимирович.
- А можно по имени определить, чье это имя: взрослого или ребенка? (да, детей называют коротким именем, а взрослых по имени и отчеству).
- А вы знаете, как будут вас называть, когда вы станете взрослыми?
Игра «Представься». Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, тот, у кого окажется мяч, должен сказать «Меня зовут….» .
Воспитатель.
- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
4 часть. Право на семью.
- А кто вам дал имя? Мама и папа, ваша семья. (воспитатель достает из сундучка фотографию семьи). Вы догадались, о каком праве мы сейчас с вами поговорим: (право на семью). Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить в благополучной, дружной семье. Родители должны заботиться о благополучии ребенка, а ребенок должен уважительно относиться к ним, проявляя почтение. Что такое семья, нам расскажет Даша.
Семья- это радость, тепло и уют,
Семья – это место, где любят и ждут.
Семья – там, где верят, желают добра.
Семья – там, где любят и ценят тебя.
Семья – это люди. Семья – это дом.
Семья – это мир, обогретый теплом.
Семья – это счастье. Семья – это свет.
Дороже семьи ничего в жизни нет.
- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи: мама, папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Знаете ли вы имена и отчества своих мам и пап? (дети называют мам и пап).
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
- Семья – это главное в жизни человека. Недаром сложено много пословиц о семье. А какие вы пословицы знаете о семье?
Кто живет ладно, у того все складно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Семья – это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится. И каждый ребенок имеет право жить в семье. Но кроме прав у вас есть еще и обязанности. Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?
Дети:
Я обязан убирать за собой игрушки после игры.
Я заправляю постель.
Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.
Дети обязаны слушаться своих родителей.
4 часть. Право на жилье.
Воспитатель достает из сундучка игрушечный домик.
- Ребята, какое право символизирует этот домик? (право на неприкосновенность жилища).
- Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).
- Ребята, вы должны помнить, что в доме с тобой проживают и другие люди. И к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме. Какие правила вы знаете?
-вытирай ноги, входя в дом;
- не бросай мусор на лестнице и на лестничной площадке;
- не пиши и не черти на стенах;
- не играй и не шуми на лестнице;
- не играй дома в мяч, не кричи, не стучи по батареям, не включай звук телевизора или музыкального центра слишком громко.
- Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (дети отвечают)
Без хозяина дом - сирота!
В родном доме и стены помогают.
Человек без угла, что птица без крыла.
5 часть. Итог НОД.
Ребята, давайте вспомним, о каких правах детей мы сегодня с вами поговорили.
Воспитатель загадывает загадки:
Всех по-разному зовут:
Кот – Мурлыка,
Пес – Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям.
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная …
(семья).
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
Вспомните, в каких сказках нарушаются право на жизнь? (Колобок, Волк и семеро козлят)
-право на семью? ( Гуси-лебеди, маша и медведь)
- право на неприкосновенность жилища (Три поросенка, Теремок, Заюшкина избушка)
Ребенок читает стихотворение
Каждый ребёнок право имеет
Лечиться в больнице, если болеет,
Право на питание, на образование,
Право на внимание, на место проживания,
Право имеет на имя красивое,
На радость, на счастье, на детство счастливое.
Воспитатель: Нужно жить очень дружно, уважать и любить друг друга, помогать друг другу. Поэтому, каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.
Мы еще раз встретимся с этой книгой – конвенцией о правах ребенка - и она познакомит нас с другими правами. А на сегодня наше занятие окончено, давайте скажем нашим гостям до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ребенок и окружающий мир"Вежливые слова в школе игрушек"
-формировать у детей доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; - развивать способность оценивать свое отношение к поступкам других; - формировать положительное отношение к скромно...
План-конспект занятия "Ребенок и окружающий мир" на тему "Семья".
Занятие проводилось в старшей группе с детьми, имеющими ОНР....
Конспект НОД «Ребенок открывает мир природы»
Конспект предложен для средней грууппы....
Конспект "Право ребенка жить в семье"
Цель:Гражданско - правовое воспитание дошкольниковЗадачи:Образовательные:1.Сформировать представление о защите прав ребенка членами его семьи2.Закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не ...
План-конспект посещения ребенка дошкольного возраста на дому. Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
План-конспект посещения ребенка дошкольноговозраста на дому.Тема: «Предметно-развивающая среда дома».Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми п...
Конспект занятия «Ребенок и другие»
Данное занятие повелось с целью: 1.Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности...
Конспект занятия «Ребенок и природа» для 2-й младшей группы Тема «Домашние животные»
Задачи: формировать представление о роли домашних животных в жизни человека; продолжать формировать представление о домашних животных; уточнять представление о потребностях домашних животных в жилье и...