План-конспект посещения ребенка дошкольного возраста на дому. Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
методическая разработка (старшая группа) по теме
План-конспект посещения ребенка дошкольного
возраста на дому.
Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми поручениями, обязанностями ребенка в семье и за подбором игрушек.
Задачи:
- Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, его психологическим климатом особенностями поведения ребенка в семье;
- Определения уровня педагогической культуры родителей;
- Выявление трудностей, испытуемых родителями;
- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;
- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Методы изучения семьи: посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, целенаправленные наблюдения за детьми в домашних условиях.
Материал: протокол «Посещение на дому», рекомендации, памятка, анкета.
Предварительная работа: информирование родителей о времени посещения и о его основной цели.
Ход:
(В назначенное время мы пришли к ребенку на дом ).
В: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады посетить вас сегодня!
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Мы хотим ознакомиться с предметно-развивающей средой вашего ребенка дома в данном возрасте.
(Родители ведут нас ознакомиться. Задаются так же вопросы.)
Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.
При первом обследовании семьи воспитателю желательно обратить внимание на следующие вопросы:
- состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,
сфера их деятельности, использование свободного времени;
- психологический климат семьи (система общения между членами семьи) ;
- семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции) ;
- жилищные условия, материальное благосостояние;
- распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей) ;
- как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;
- организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;
- отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;
- особенности поведения ребенка в. семье;
- здоровье ребенка и других членов семьи;
- трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.
Предметно-развивающая среда оценивается по следующим принципам.
Принципы методической разработки:
• Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
• Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
• Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:
(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование, игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерная, игрушки-заменители).
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т. п.)
• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
• Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
( Предлагается родителям ознакомиться с памяткой.)
Памятка для родителей "Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях".
«Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы» Клод Гельвеций Когда в жизни нам приходится сталкиваться с ребёнком, обладающим какими-либо необыкновенными способностями, скажем, музыкальными или художественными, мы обычно задаём вопрос: «А кто у него родители?». Услышав ответ: «У него папа музыкант» или «Он из семьи художников», мы понимающе киваем головой и говорим «Ну, понятно, среда…». Закономерен вопрос: «Что надо сделать для того, чтобы создать в своём доме предметно-развивающую среду?»
Перечень основных этапов этой работы таков: · Внимательно «посмотреть» на своего ребёнка, оценить уровень его физического и психического развития, уяснить для себя, в чём он отстаёт, а в чём опережает своих сверстников. Особенно важно понять - к какому виду деятельности ваш ребёнок предрасположен, имеются ли у него задатки для развития каких-либо способностей и талантов. Полезно на этом этапе проконсультироваться у детского психолога. · Наметить и уяснить перечень педагогических задач, которые встанут перед вами в ближайшее время. При этом надо исходить, как из особенностей развития вашего ребёнка, так и из общих педагогических рекомендаций для данного возраста. · Разработать проекты функциональных зон СРЕДЫ, которые включают перечень желаемых «видов» оборудования для каждой зоны и «привязку» каждой зоны к определённому месту в доме. · Провести «инвентаризацию» всех игровых средств, игрового и другого оборудования и решить, что вы будете использовать в дальнейшем, а что можно выбросить или отправить в гараж. · Изучить каталоги, сайты, другие рекламные материалы фирм-производителей и продавцов товаров для детей, составить перечень всего того, что вы хотели бы приобрести для формирования СРЕДЫ. · Рассмотреть этот перечень с учётом стоимости выбранного оборудования, привести итоговую цифру предполагаемых затрат к разумному значению. В результате у вас должен получиться перечень товаров с названиями и телефонами фирм-продавцов. · Связаться с этими фирмами, убедиться в том, что выбранные вами товары есть в наличии и оформить на них заказ. · Приобрести оборудование и установить его в вашем доме.
Как вы видите, эта работа непростая, она требует, как материальных, так и временных затрат. Утешиться можно только тем, что каждый родитель волен для себя решать - в каком объёме и в какие сроки эту работу выполнить. Но важно помнить, что чем раньше мы обеспечим ребёнку возможность деятельности в предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и обучения. Мы сможем раньше понять, какая деятельность для ребёнка наиболее привлекательна, а это поможет нам правильно определить стратегию его дальнейшего развития. Поэтому правильно поступают те родители, которые начинают создавать предметно-развивающую среду для своего ребёнка с момента его рождения, а, возможно, и ещё раньше. Вспомним притчу о молодой маме, которая задала известному педагогу вопрос: «Моему ребёнку исполнился год. Я могу начинать его воспитывать?» В ответ она услышала: «Да, конечно, но Вы опоздали, ровно на год». Это также справедливо и для создания предметно-развивающей среды в вашем доме.
В:Успехов вам в ваших начинаниях, уважаемые родители! Спасибо за внимание и радушный прием!
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 Краснодарский край
ст. Ленинградская
План-конспект посещения ребенка дошкольного
возраста на дому.
Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
Подготовила:
воспитатель
Шумейко Анна Степановна
План-конспект посещения ребенка дошкольного
возраста на дому.
Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми поручениями, обязанностями ребенка в семье и за подбором игрушек.
Задачи:
- Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, его психологическим климатом особенностями поведения ребенка в семье;
- Определения уровня педагогической культуры родителей;
- Выявление трудностей, испытуемых родителями;
- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;
- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Методы изучения семьи: посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, целенаправленные наблюдения за детьми в домашних условиях.
Материал: протокол «Посещение на дому», рекомендации, памятка, анкета.
Предварительная работа: информирование родителей о времени посещения и о его основной цели.
Ход:
(В назначенное время мы пришли к ребенку на дом ).
В: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады посетить вас сегодня!
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Мы хотим ознакомиться с предметно-развивающей средой вашего ребенка дома в данном возрасте.
(Родители ведут нас ознакомиться. Задаются так же вопросы.)
Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.
При первом обследовании семьи воспитателю желательно обратить внимание на следующие вопросы:
- состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,
сфера их деятельности, использование свободного времени;
- психологический климат семьи (система общения между членами семьи) ;
- семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции) ;
- жилищные условия, материальное благосостояние;
- распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей) ;
- как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;
- организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;
- отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;
- особенности поведения ребенка в. семье;
- здоровье ребенка и других членов семьи;
- трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.
Предметно-развивающая среда оценивается по следующим принципам.
Принципы методической разработки:
• Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
• Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
• Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:
(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование, игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерная, игрушки-заменители).
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т. п.)
• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
• Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
( Предлагается родителям ознакомиться с памяткой.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план-конспект НОД детей среднего дошкольного возраста "Спички детям - не игрушки".
Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ собственной безопасности детей среднего возраста - образовательная область " Безопасность"....

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...

План конспект занятия «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» дошкольный возраст
Занятие "Золотая осень" для дошкольной группы позволяет развивать творческое воображение детей, предлагая им передавать свои впечатления об осени в красках. Формировать способность соотносит...

Статья на тему: «Предметно- развивающая среда дома для детей дошкольного возраста.»
Дорогие родители, для создания предметно- развивающей среды дома рекомендуем: 1. Сделайте «сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие...

План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"
дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...

План-конспект работы с детьми дошкольного возраста и их родителями "Вечный огонь города Санкт-Петербурга"
Работа посвящена изучению Вечного огня в Санкт-Петербурге как символа памяти и уважения к подвигам героев, защищавших родину. В ходе мероприятия рассматриваются исторические аспекты возникновения Вечн...