План-конспект посещения ребенка дошкольного возраста на дому. Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
методическая разработка (старшая группа) по теме
План-конспект посещения ребенка дошкольного
возраста на дому.
Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми поручениями, обязанностями ребенка в семье и за подбором игрушек.
Задачи:
- Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, его психологическим климатом особенностями поведения ребенка в семье;
- Определения уровня педагогической культуры родителей;
- Выявление трудностей, испытуемых родителями;
- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;
- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Методы изучения семьи: посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, целенаправленные наблюдения за детьми в домашних условиях.
Материал: протокол «Посещение на дому», рекомендации, памятка, анкета.
Предварительная работа: информирование родителей о времени посещения и о его основной цели.
Ход:
(В назначенное время мы пришли к ребенку на дом ).
В: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады посетить вас сегодня!
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Мы хотим ознакомиться с предметно-развивающей средой вашего ребенка дома в данном возрасте.
(Родители ведут нас ознакомиться. Задаются так же вопросы.)
Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.
При первом обследовании семьи воспитателю желательно обратить внимание на следующие вопросы:
- состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,
сфера их деятельности, использование свободного времени;
- психологический климат семьи (система общения между членами семьи) ;
- семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции) ;
- жилищные условия, материальное благосостояние;
- распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей) ;
- как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;
- организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;
- отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;
- особенности поведения ребенка в. семье;
- здоровье ребенка и других членов семьи;
- трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.
Предметно-развивающая среда оценивается по следующим принципам.
Принципы методической разработки:
• Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
• Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
• Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:
(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование, игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерная, игрушки-заменители).
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т. п.)
• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
• Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
( Предлагается родителям ознакомиться с памяткой.)
Памятка для родителей "Создание предметной развивающей среды для ребёнка в домашних условиях".
«Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы» Клод Гельвеций Когда в жизни нам приходится сталкиваться с ребёнком, обладающим какими-либо необыкновенными способностями, скажем, музыкальными или художественными, мы обычно задаём вопрос: «А кто у него родители?». Услышав ответ: «У него папа музыкант» или «Он из семьи художников», мы понимающе киваем головой и говорим «Ну, понятно, среда…». Закономерен вопрос: «Что надо сделать для того, чтобы создать в своём доме предметно-развивающую среду?»
Перечень основных этапов этой работы таков: · Внимательно «посмотреть» на своего ребёнка, оценить уровень его физического и психического развития, уяснить для себя, в чём он отстаёт, а в чём опережает своих сверстников. Особенно важно понять - к какому виду деятельности ваш ребёнок предрасположен, имеются ли у него задатки для развития каких-либо способностей и талантов. Полезно на этом этапе проконсультироваться у детского психолога. · Наметить и уяснить перечень педагогических задач, которые встанут перед вами в ближайшее время. При этом надо исходить, как из особенностей развития вашего ребёнка, так и из общих педагогических рекомендаций для данного возраста. · Разработать проекты функциональных зон СРЕДЫ, которые включают перечень желаемых «видов» оборудования для каждой зоны и «привязку» каждой зоны к определённому месту в доме. · Провести «инвентаризацию» всех игровых средств, игрового и другого оборудования и решить, что вы будете использовать в дальнейшем, а что можно выбросить или отправить в гараж. · Изучить каталоги, сайты, другие рекламные материалы фирм-производителей и продавцов товаров для детей, составить перечень всего того, что вы хотели бы приобрести для формирования СРЕДЫ. · Рассмотреть этот перечень с учётом стоимости выбранного оборудования, привести итоговую цифру предполагаемых затрат к разумному значению. В результате у вас должен получиться перечень товаров с названиями и телефонами фирм-продавцов. · Связаться с этими фирмами, убедиться в том, что выбранные вами товары есть в наличии и оформить на них заказ. · Приобрести оборудование и установить его в вашем доме.
Как вы видите, эта работа непростая, она требует, как материальных, так и временных затрат. Утешиться можно только тем, что каждый родитель волен для себя решать - в каком объёме и в какие сроки эту работу выполнить. Но важно помнить, что чем раньше мы обеспечим ребёнку возможность деятельности в предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и обучения. Мы сможем раньше понять, какая деятельность для ребёнка наиболее привлекательна, а это поможет нам правильно определить стратегию его дальнейшего развития. Поэтому правильно поступают те родители, которые начинают создавать предметно-развивающую среду для своего ребёнка с момента его рождения, а, возможно, и ещё раньше. Вспомним притчу о молодой маме, которая задала известному педагогу вопрос: «Моему ребёнку исполнился год. Я могу начинать его воспитывать?» В ответ она услышала: «Да, конечно, но Вы опоздали, ровно на год». Это также справедливо и для создания предметно-развивающей среды в вашем доме.
В:Успехов вам в ваших начинаниях, уважаемые родители! Спасибо за внимание и радушный прием!
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poseshchenie_na_domu_konspekt.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 Краснодарский край
ст. Ленинградская
План-конспект посещения ребенка дошкольного
возраста на дому.
Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
Подготовила:
воспитатель
Шумейко Анна Степановна
План-конспект посещения ребенка дошкольного
возраста на дому.
Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми поручениями, обязанностями ребенка в семье и за подбором игрушек.
Задачи:
- Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, его психологическим климатом особенностями поведения ребенка в семье;
- Определения уровня педагогической культуры родителей;
- Выявление трудностей, испытуемых родителями;
- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;
- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Методы изучения семьи: посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, целенаправленные наблюдения за детьми в домашних условиях.
Материал: протокол «Посещение на дому», рекомендации, памятка, анкета.
Предварительная работа: информирование родителей о времени посещения и о его основной цели.
Ход:
(В назначенное время мы пришли к ребенку на дом ).
В: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады посетить вас сегодня!
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Мы хотим ознакомиться с предметно-развивающей средой вашего ребенка дома в данном возрасте.
(Родители ведут нас ознакомиться. Задаются так же вопросы.)
Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.
При первом обследовании семьи воспитателю желательно обратить внимание на следующие вопросы:
- состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,
сфера их деятельности, использование свободного времени;
- психологический климат семьи (система общения между членами семьи) ;
- семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции) ;
- жилищные условия, материальное благосостояние;
- распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей) ;
- как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;
- организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;
- отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;
- особенности поведения ребенка в. семье;
- здоровье ребенка и других членов семьи;
- трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.
Предметно-развивающая среда оценивается по следующим принципам.
Принципы методической разработки:
• Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
• Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
• Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:
(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование, игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерная, игрушки-заменители).
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т. п.)
• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
• Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
( Предлагается родителям ознакомиться с памяткой.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план-конспект НОД детей среднего дошкольного возраста "Спички детям - не игрушки".
Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ собственной безопасности детей среднего возраста - образовательная область " Безопасность"....
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
План конспект занятия «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» дошкольный возраст
Занятие "Золотая осень" для дошкольной группы позволяет развивать творческое воображение детей, предлагая им передавать свои впечатления об осени в красках. Формировать способность соотносит...
Статья на тему: «Предметно- развивающая среда дома для детей дошкольного возраста.»
Дорогие родители, для создания предметно- развивающей среды дома рекомендуем: 1. Сделайте «сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие...
План конспекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. "Валенка, да валенки"
дать детям представления о старинной обуви «Валенки», процессе их изготовления, их пользе...