Афазия у детей
консультация

Абужарова Валентина Вячеславовна
В логопедии афазия у детей и подростков – это полная или частичная утрата ранее развитой речи, связанная с локальными сбоями в работе головного мозга. Расстройство нередко сопровождается различными нарушениями письма и чтения, трудностями со слуховым восприятием, поведенческими или эмоциональными аномалиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afaziya_u_detey.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

В логопедии афазия у детей и подростков – это полная или частичная утрата ранее развитой речи, связанная с локальными сбоями в работе головного мозга. Расстройство нередко сопровождается различными нарушениями письма и чтения, трудностями со слуховым восприятием, поведенческими или эмоциональными аномалиями.

Общие сведения

Детские афазии – комплекс патологических состояний центральной нервной системы, при которых у малышей и подростков с ранее сформированными речевыми навыками вдруг развивается частичная или тотальная их утрата. Основной возраст возникновения таких нарушений – от 3 до 14 лет.

В отличие от речевых расстройств у взрослого человека, развитие афазии у детей труднее диагностируется, особенно в младшем дошкольном возрасте. Несвоевременное выявление патологии приводит к тому, что ранее полностью обратимый процесс требует длительного лечения.

Причины детских афазий

Большинство случаев потери или частичной утраты речевых функций в детском возрасте связано с нарушением работы левого полушария головного мозга, которое отвечает за речь, навыки письма, чтения, умение слушать. Гораздо реже патологию вызывает повреждение правого полушария, которое регулирует восприятие и память.

Причинами афазии у детей могут стать:

Черепно-мозговые травмы, включая сотрясения;

Онкологические процессы в головном мозге;

Заболевания инфекционного характера, поражающие структуры ГМ (менингит, энцефалит);

Оперативные вмешательства, затронувшие головной мозг;

Интоксикации ядовитыми химическими соединениями и природными токсинами;

Различные нарушения мозгового кровообращения.

Некоторые специалисты связывают афазию с особенностями внутриутробного развития, другие полагают, что решающую роль играет наследственный фактор, а третьи утверждают, что предпосылкой являются патологии сосудов, снабжающих головной мозг.

Классификация

В современной дефектологии существует несколько классификаций этой патологии. В первую очередь, афазию подразделяют на группы на основании анатомических, лингвистических, психологических и неврологических характеристик.

Детские афазии можно разделить на 2 группы:

Детские афазии, возникшие в результате органического или структурного изменения коры головного мозга (нарушения, вследствие опухолей, травм, патологии сосудов.).

Синдром Ландау-Клеффнера или приобретенная эпилептическая детская афазия (речевые нарушения возникают без органических патологий., основой их является эпилептиформная активность).

Наиболее полная и часто используемая специалистами классификация по нейрофизиологическим признакам была разработана А.Р. Лурия. Он выделил шесть типов расстройства, к которым относятся следующие варианты афазии у детей:

Афферентно-моторная;

Эфферентная моторная;

Сенсорная или акустико-гностическая;

Акустико-мнестическая (амнестическая);

Семантическая;

Динамическая.

Каждая из этих шести форм входит в отдельную группу нарушений, собранных с учетом утраченных функций. Так, эфферентную, афферентную и динамическую афазию соотносят с нарушениями моторики, при которых ребенок не может высказаться устно. При сенсорном и семантическом типах расстройства повреждаются импрессивные речевые навыки, когда малыш не способен воспринимать устную речь. Амнестическая афазия характеризуется неспособностью детей называть вслух определенные предметы.

Выделяют также частичную и тотальную афазию. В первом случае патология затрагивает отдельные структуры речеобразования, во втором – ребенок полностью теряет способность говорить и воспринимать разговорную речь.

Симптомы детских афазий

Симптомы детских афазий

Характер и выраженность симптомов афазии у детей зависят от локализации и степени поражения головного мозга. Насторожить родителей должны следующие признаки:

Неестественное замедление речи, появление длительных пауз между частями устного повествования или, напротив, резкое ускорение речи и сбивчивость;

Нелогичное или неуместное употребление слов;

Пропуск отдельных слогов и слов в предложении при разговоре;

Изъяснение неполными предложениями с нарушенными интонациями и расстановкой неверных ударений;

Неспособность распознать аллегории, намеки, подтекст;

Сложности с обозначением даже знакомых предметов, когда ребенок знаком с объектом, но не может вспомнить, как он называется без подсказки со стороны;

Трудности с активным воспроизведением речи (например, когда нужно описать действие, предмет или попросить о чем-то), при этом автоматизированная и непроизвольная речь, навыки чтения и письма полностью сохранены;

Резко участившиеся грамматические и синтаксические ошибки в устной речи;

Непонимание ребенком обращенных к нему слов.

В некоторых случаях на фоне обширного поражения головного мозга у детей полностью исчезает способность разговаривать. Они могут издавать отдельные нечленораздельные звуки, иногда выговаривать частично слог и даже целые слова. Такое состояние часто сопровождается нарушениями письма и чтения, невозможностью выполнения последовательных двигательных действий.

Диагностика

Обследование при подозрении на афазию у детей и подростков включает в себя:

Общий неврологический осмотр;

Консультацию нейрохирурга, офтальмолога;

Ряд лабораторных и инструментальных исследований (общие и специфические анализы крови, МРТ, КТ, ЭЭГ);

Сбор анамнеза, включая особенности внутриутробного периода жизни и первых месяцев после рождения, медицинскую историю членов семьи;

Общение с детским психиатром.

Большую роль в диагностике афазии играет личная работа с детьми логопедов-дефектологов и психиатров: специалисты в ходе беседы оценивают объем и качество речевых, неречевых функций ребенка, определяют уровень навыков письма, чтения, распознавания устной речи.

Лечение детских афазий

Лечение детских афазий

Терапия расстройства речи в детском и подростковом возрасте заключается в проведении восстановительного обучения под строгим контролем логопеда-дефектолога и психолога (или психиатра в зависимости от причин и симптомов патологии). Коррекция проводится с привлечением наглядных материалов, компьютерной техники, различных текстовых упражнений. Ключевую роль играет личное вербальное общение и занятия с логопедом-дефектологом.

При наличии медицинских показаний назначается также курс поддерживающей терапии, направленной на улучшение работы кровеносных сосудов, питающих головной мозг, устранение неврологической симптоматики, ликвидацию последствий черепно-мозговых травм или инфекционных заболеваний.

Ключевая особенность моторной, амнестической и других форм афазии у детей – полная обратимость при своевременном и грамотном лечении (за исключением синдрома Ландау-Клеффнера). Эффективность терапии зависит от объема, длительности и степени поражения центральной нервной системы, времени начала коррекции, возраста маленького пациента и индивидуальных параметров его физического здоровья. При легких формах афазии способность к речи у малышей возвращается через 1–4 недели, в случае более серьезных патологий срок лечения может затянуться до нескольких месяцев.

Профилактика

Специфических профилактических мер, способных предупредить развитие афазии в детском или подростковом возрасте, не существует. Специалисты для снижения рисков возникновения проблем с речью рекомендуют:

Обучать малышей правилам личной безопасности во время активных игр, спортивных занятий, объяснять им опасность получения травм головы;

Снаряжать детей необходимой экипировкой для езды на велосипеде, самокате, скейтбордах и других средствах передвижения;

Своевременно проводить вакцинацию детей от опасных инфекционных заболеваний;

Соблюдать врачебные рекомендации при лечении патологий центральной нервной и сосудистой системы;

Убирать подальше от детей химикаты, лекарственные препараты, любые вещества, которыми можно отравиться.

Нужно обучать детей правилам безопасности при общении с живой природой, предостерегать их от попыток попробовать незнакомые ягоды в лесу, сорвать красивые растения на лугу и т.д. Желательно ежегодно проходить курс вакцинации против клещевого энцефалита, особенно жителям регионов с повышенной эпидемиологической опасностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо...

Презентация: Афазия

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ: «АФАЗИЯ», УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ МБДОУ №321 Г. КАЗАНИ  ХАСАНЗЯНОВОЙ ЛЮЦИИ НАКИФОВНЫ.В ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ ВИДОВ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, КАК...

Презентации по афазии

В презентации содержится практический материал, который поможет в работе логопеду....

Эфферентная моторная афазия

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст...

Мультимидийная презентация: "Афазия - нарушения речи."

Данный материал предназначен для логопедов. Выполнила я его как контрольнуюработу. по теме: "Афазия - нарушение понимания речи при данном заболевании"...

Афазии у детей

В данной статье представлен современный материал о возможных речевых нарушениях у детей....

презентация по теме "Афазия, дислексия, дисграфия"

презентация "Афазия, дислексия, дисграфия"...