Взаимосвязь мелкой моторики и интеллектуального развития дошкольника
консультация

Сухань Лилия Витальевна
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, способствуя интеллектуальному развитию ребенка. В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь мелкой моторики  и интеллектуального развития дошкольника

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование познавательных процессов.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать познавательные процессы, координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Поэтому, развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Так, пальчиковая гимнастика помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Учеными доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточность двигательных средств, несформированность психомоторики в целом, равно как и различные нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения человека, на возможностях осуществления многих видов деятельности, требующих определенного уровня моторного и речевого развития.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем:

- во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

-во-вторых, улучшают развитие речи детей,

-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Итак, формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить детям следующие задания:

- Массаж — в классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет.

- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

- Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

- Игры в “сухом бассейне” ,наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

* нахождение заданных предметов,

* угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

- Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Таким образом, можно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, способствуя интеллектуальному развитию ребенка.

В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в детских садах так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь мелкой моторики рук и развития речи дошкольников

Для родителей "Взаимосвязь мелкой моторики рук и развития речи дошкольников"...

Взаимосвязь мелкой моторики и развития речи у детей 2-3 лет

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты...

«Влияние мелкой моторики на развитие дошкольника».Самообразование воспитателя Смирновой Н.Е.

Цель: —Установить связь развития мелкой моторики у ребенка с развитием речи и его умственным  развитием . Развивать мелкую моторику и координацию движений через различные виды деятельности...

Консультация для воспитателей «Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»

Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников"...

Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучени...

Взаимосвязь мелкой моторики и речи у дошкольников с ОНР.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника с общим недоразвитием речи является развитие координации движений пальцев рук и артикуляционной моторики. Дети с любым уровнем ОНР имеют отклонения ...

Взаимосвязь мелкой моторики и развитие речи детей дошкольного возраста

Взаимосвязь мелкой моторики и развитие речи детей дошкольного возраста...