Сенснорная интеграция детей дошкольного возраста
консультация
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция - это неврологический процесс, в ходе которого человек принимает, различает и организует ощущения, поступающие через различные сенсорные системы.
Сенсорные системы:
Ощущения, поступающие от внешнего мира: слух, осязание, обоняние, зрение, вкус
Ощущения, говорящие нам о положении тела в пространстве и о его движениях: вестибулярные, проприоцептивные
Ощущения, говорящие нам о том, что происходит внутри тела: интероцептивные.
Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребенок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включенного телевизора. Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребенок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определенную позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки.
Дисфункция сенсорной интеграции – это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств не переводятся в адаптивный ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию.
Причины:
Во-первых, это может быть патология беременности и родов. Если была угроза выкидыша, мама перенесла ОРВИ во время беременности, токсикоз, кесарево сечение,
Во-вторых, «сенсорный голод», когда ребенка не берут на руки, не обнимают, не позволяют ему лазить, ползать, трогать предметы на улице и дома. Параллельно перегружают зрительный и слуховой канал просмотром телевизора, игрой за компьютером, громкими звуками при прослушивании музыки.
Проявления дисфункции сенсорной интеграции
Дошкольный возраст
Гиперчувствительный к прикосновению, шуму, запаху и другим людям.
Не способен заводить друзей и поддерживать дружбу.
Испытывает сложности с одеванием, едой, сном, навыками опрятности (туалет).
Неуклюжий, физически слабый, моторная неловкость.
Постоянно находится в движении, плохо ориентируется в пространстве.
Часто впадает в истерики и долго не может успокоиться.
Дети с нарушением сенсорной интеграции часто испытывают трудности в следующих областях
Нарушение сенсорной интеграции может являться частью таких диагнозов, как:
Проблемы с речью – все виды аллалий, афазий, ОНР, и т.д.
Проблемы обучаемости
Нарушение поведения
Растройство аутистического спектра
СДВГ
Генетические синдромы
Неврология
Нарушения Сенсорной Интеграции
модель Люси Миллер, принятая за основу сейчас
• Нарушение сенсорной модуляции (SMD - Sensory Modulation Disorder) - неспособность перевести сенсорные стимулы в контролируемое поведение, которое соответствовало бы природе и интенсивности сенсорной информации.
• Моторное расстройство, имеющее в своей основе сенсорный компонент (SBMD - Sensory-Based Motor Disorder) - расстройство затрагивающее устойчивость, двигательную активность,, моторное планирование в ответ на сенсорный стимул.
• Нарушение сенсорного различения (SDD- Sensory Discrimination Disorder) - расстройство, затрагивающее способность распознаватьвать схожесть и различия ощущений.
Каждая группа имеет свои подтипы.
• Нарушение сенсорной модуляции:
- Сенсорная сверхчувствительность
- Сенсорная недочувствительность
- Сенсорный поиск
• Моторное расстройство, имеющее в своей основе сенсорный компонент
- Диспраксия
- Нарушение постурального контроля
• Нарушение сенсорного различения
-зрение
-слух
-вкус,запах
-тактиктильный контакт
-положение тела
Диагностика
Для начала составляется сенсорный профиль ребёнка методом наблюдения, также существует специализированный опросник для родителей.
Как помочь:
1.Тактильная дисфункция:
Игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др., игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т. д., образцы разных тканей (можно взять в ателье, найти дома или попросить у подруг, тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т. д.).Если ребенку не нравится прикосновения, то собираясь к нему прикоснутся, нужно обязательно его предупредить.Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.Если же у ребенка наблюдается постоянная потребность в тактильном контакте дети постоянно обнимаются, при чем делают это очень крепко, любят залезать в тесные места, то таким детям целесообразно использовать тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики.
игры с хлопками, кинезиологические игры и сказки
2. Вестибулярная, проприоцептивная системы:
Качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке (гамак, батут, «чулки»), катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.
Пеленание, утяжелённые одеяла, шарфы, подушки
ходьба разными способами (на четвереньках, боком), различные прыжки (на 2-х ногах, на 1 – ой ноге, на скакалке).
различные виды рукоделия (вышивание, вязание, бисероплетение, оригами, выжигание и т.д.)
Прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту.
Игры с большим мячом(Фитболл): Кинезиологические сказки, игры
3. Зрительная дисфункция
Рассматриваем книжки, карточки, картинки, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. Обязательны игры мячом: сначала катаем, потом ловим, бросаем на пол, вверх, учимся водить мяч двумя руками, одной рукой и.т.д.
4. Слуховая дисфункция
Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать. Знакомим ребенка с этими звуками. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Обязательно сопровождая объяснением, когда музыка звучит громко,когда тихо.
Игры «Тихо-громко», «Шумящие коробки»
5.Обонятельная дисфункция
Учим ребенка распознавать различные запахи. Например, делаем мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (например, с кофе, какао, ванилином, хвоей, лепестками розы, апельсиновыми корками и др. Очень удобно использовать игру «Лото запахов».Баночки с 30 разными запахами и еще есть дополнительные наборы ароматов. Также можно использовать аромалампы с различными эфирными маслами.
6. Вкусовая дисфункция
Пробуем давать ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое.Если ребенок не хочет пробовать новую еду, можно использовать метод систематической десенсибилизации. То есть, мы постепенно уменьшаем неприятные ощущения ребенка, связанные с новой едой. Сначала мы НЕ просим ребенка съесть что-то. Мы даем ребенку посмотреть на новую еду, затем потрогать. Активно хвалим ребенка, если он это делает. Затем можно взять в рот маленький кусочек, потом пожевать. Действовать нужно очень постепенно и терпеливо. У некоторых детей ввод нового продукта может занимать несколько недель
В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям и специальных условий для их развития и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей с учетом интеграции. Старший дошкольный возраст. Подготовительная группа.
Содержание работы с детьми по теме "День Защитника Отечества", "8 Марта"...
Взаимодействие участников образовательного процесса для позитивной социализации и дальнейшей успешной интеграции детей дошкольного возраста в социум
Данный материал был представлен на Педагогическом совете МАДОУ №9 "Светлячок"....
Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие и развитие практических навыков занимает одно из центральных мест в общей системе воспитательной работы.Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспр...
Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализ...
Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста. « Сенсорный портрет ребенка дошкольного возраста, как основа для проектирования индивидуальной работы»
У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Дети с...
Сенсорное развитие и сенсорная интеграция детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Сенсорная интеграция - это бессознательный процесс, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств, упорядочивая ощущения. У детей с РАС, как мы уже о...