Алгоритм формирования базового словаря у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет)
консультация
В конультации рассматривается система работы над лексической стороной речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_doshk-ka.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм формирования базового словаря
у детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет).
Для того чтобы работа по формированию базового словаря носила системный характер, а также для предотвращения возможных пробелов, нужно хорошо представлять себе систему работы над лексической стороной речи детей дошкольного возраста.
Для удобства работы над развитием речи ребенка и ее системности весь словарь разбит на лексические темы. На работу по одной лексической теме отводится обычно одна неделя. Работа с детьми над лексической темой сопровождается показом предметных картинок, фигурок и плоскостных изображений, также можно использовать иллюстрации из художественных произведений.
В норме ребенок эмпирически усваивает базовый словарь, и специальной работы для этого не требуется. При патологическом развитии речи естественное введение новой лексики в активный словарь ребенка затруднено. Многие слова присутствуют в пассивном словаре ребенка, что создает ложное представление у родителей, что ребенок «все понимает». В реальности ребенок значение многих слов понимает лишь контекстуально. В конкретной ситуации в свободной речи он либо не употребляет эти слова, либо употребляет их неточно (ребенок путает сходные по значению слова, например: стакан – кружка, майка – футболка и т.п.), не знает названий многих деталей предметов. Например, мама, надевая ребенку куртку, говорит ему: «Суй руки в рукава». Ребенок выполняет это действие, но при вопросе: «Что это?», с указанием на рукав, ребенок не может назвать эту деталь одежды.
Желательно хорошо представлять себе, какую лексику вы хотите ввести в активный словарь ребенка. Если вы поймете систему работы над словарем ребенка по одной лексической теме, вы легко сможете перенести этот алгоритм на изучение любой другой лексической темы. Всю лексику по теме условно можно разделить на следующие части:
- - названия предметов (существительные);
- - название частей предметов (существительные, которые обозначают части тела у животных, детали посуды, одежды и т.п.);
- - слова, обозначающие признаки и качества предметов (прилагательные);
- - слова, обозначающие действия, которые может совершать сам предмет, и которые можно совершать с предметом (глагольный словарь);
- - сопутствующий словарь (слова, которые не относятся непосредственно к лексической теме, но овладение ими значительно расширяет активный словарь ребенка, актуализирует словарь по уже пройденным лексическим темам).
Рассмотрим применение этого алгоритма на примере темы «Дикие животные».
- названия предметов (существительные):Называем ребёнку распространенных диких животных: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, олень и их детёнышей: медвежонок, лисёнок, зайчонок и т. д.
- название частей предметов: Называем и показываем части тела диких животных: туловище, голова, лапы, хвост, спина, живот, шея, когти, рога, копыта…
- слова, обозначающие признаки и качества предметов (прилагательные); Подбираем вместе с ребёнком слова, которые отвечают на вопрос (какая? какой? какое?). Например: Медведь (какой?) – большой, бурый, косолапый, мохнатый и. т. д. Берлога у медведя (какая?) - большая, теплая, зимняя и.т. д. Учим ребёнка образовывать по аналогии притяжательные прилагательные. Например: У зайца хвост - заячий, а у лисы хвост (какой?) – лисий.
- слова, обозначающие действия, которые может совершать сам предмет, и которые можно совершать с предметом (глагольный словарь); Что делает волк? – рычит, воет, охотится, рыщет, бегает и т.п.
-сопутствующий словарь (слова, которые не относятся непосредственно к лексической теме, но овладение ими значительно расширяет активный словарь ребенка, актуализирует словарь по уже пройденным лексическим темам). Например: Лес, названия деревьев, ягод, грибов, жилищ животных (нора, дупло, логово, берлога ), названия некоторых природных ландшафтов (лес, поле, поляна, опушка).
Словарь необходимо закреплять не только путем называния и показывания предметов, их признаков и действий, но и в связной речи, побуждая ребенка отвечать на вопросы, требующие развернутого ответа.
На следующем этапе можно предложить ребенку для пересказа короткие (не более пяти предложений) тексты, включающие перечисленные выше разделы словаря по изучаемой лексической теме. Например: «Это медведь. Медведь живёт в лесу. Медведь умеет лазить по деревьям. Зимой медведь спит в берлоге».
Очень хорошо также, чтобы в период прохождения ребенком лексической темы, речь взрослого была насыщена всеми словами, которые мы хотим ввести в детскую речь.С дошкольниками шести – семилетнего возраста при формировании лексической стороны речи можно активно использовать и художественную литературу:
Е. Чарушин «Большие и маленькие»,
Е. Чарушин «Про зайчат»,
Михаил Пришвин «Рассказы о животных»,
Галина Обнорская «Короткие рассказы из жизни животных»,
Геннадий Снегирёв «Лисёнок»,
Сборник рассказов «Дикие животные» и т.п.
При этом надо помнить, что для пересказа следует брать адаптированные (сокращенные, облегченные) тексты. Текст можно адаптировать и самим, сделав предложения короче, упростив их синтаксическую структуру и исключив непонятные ребёнку слова и выражения.
Хотя работа с пересказом текста относится к развитию связной речи, но закрепление словаря без неё невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование словаря у детей дошкольного возраста
материал для М.О. и педагогических советов...
циклограмма планирования занятий по теме "Формирование словаря у детей дошкольного возраста"
Циклограмма планирования занятий по теме «Формирование словаря» у детей младшего дошкольного возрастамесяцНепосредственно-образовательная деятельностьПрограммное содержаниеОбразовательная деятел...
Формирование словаря у детей дошкольного возраста через составление рифмованного текста
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов ...
Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста.
В данной статье я раскрыла дидактическую инру как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста. При помощи различных игр дети лучше и быстрее познают мир....
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Методы и приемы словарной работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» НА СЕМИНАРЕ «Формирование словаря дошкольника в разных видах деятельности»
Выступление на семинаре...
Консультация для воспитателей «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»
Консультация для воспитателей «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»...