Родительское собрание на тему "Формирование временных представлений"
материал (подготовительная группа)
Данный конспект родительского собрания поможет ближе познакомить родителей с необходиомть формирования временных представлений, а также научит некоторым играм, в которые можно поиграть с ребенком дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 «Петушок"
Родительское собрание на тему
« Формирование временных представлений как важный этап подготовки ребенка к школе»
Разработала и провела:
учитель-дефектолог Абрамова В.А.
2020
Цель. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития временных представлений дошкольников.
Задачи:
- Актуализировать вопрос необходимости развития временных представлений у дошкольников.
- Оказать педагогическую информационную и практическую помощь в формировании временных представлений дошкольников в условиях семейного воспитания и развития.
- Ознакомить родителей с доступными приёмами взаимодействия и общения с детьми, способствующими формированию представлений о времени.
- Установить тесный контакт учителя-дефектолога и семьи в вопросах воспитания дошкольников.
Участники: учитель-дефектолог, родители
Материал:
Дидактические игры, развивающий материал, наглядные пособия,
Сигнальные карточки, обозначающие времена года и части суток.
Памятка.
Предварительная работа:
Разработка и оформление памятки для родителей.
Подбор литературы, наглядного и дидактического материала для организации презентации данных пособий родителям
Ход собрания.
Учитель-дефектолог: Здравствуйте, уважаемые родители!
Я рада приветствовать Вас в нашей группе. Я очень надеюсь, что данное собрание будет для вас полезным и вы сможете полученную информацию применить на практике.
Сегодня хотелось бы обсудить вопросы формирования временных представлений у детей подготовительного возраста.
Рассмотрим вопросы:
1. Особенности восприятия времени детьми
2. Важность умения ориентироваться во времени для будущих школьников
3. Что должен знать ребенок о времени в возрасте 6-7 лет
4.Игры для ознакомления детей со временем.
1. Особенности восприятия времени детьми
Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.
Дошкольники связывают понятие времени с событиями, хорошо знакомыми или эмоционально привлекательными: например: "Елка бывает зимой", "На море поедем летом". Они начинают различать части суток, соотнося их с привычными для этих временных отрезков делами.
Но пока в этом возрасте у детей может происходить смешение понятий времен года, месяцев, они не в полном объеме овладели навыками подробного рассказа об отличительных признаках.
2. Важность умения ориентироваться во времени для будущих дошкольников
Как вы прекрасно понимаете, детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Стоит отметить, что среди современных людей часто встречается такая проблема, как неспособность правильно оценить и рассчитать время, нужное для выполнения какого-либо действия. Чтобы избежать этого, необходимо уже в детском саду развивать у детей «чувство времени».
3. Что должен знать ребенок о времени в возрасте 6-7 лет
Ребенка необходимо научить самого ориентироваться во времени: планировать деятельность в соответствии со временем; менять темп (быстро-медленно) и ритм (часто -редко) своих действий в зависимости от наличия времени; правильно обозначать в речи временные понятия, определять время по часам, измерять временные промежутки.
В возрасте 6-7 лет дети осваивают следующие навыки:
- воспринимают временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь) и называют их отличительные признаки.
- определяют временные признаки словом (после, до, сначала, потом, раньше, позже, рано, поздно и др.)
- адекватно используют в речи временные понятия (медленно-быстро, рано-поздно, давно-недавно, часто-редко, вчера-сегодня-завтра, 8 часов утра и 8 часов вечера; 12 часов дня и 12 часов ночи и т.д.)
- определяют протяженность основных режимных моментов (время на завтрак, прогулку, игры, обед, сон и т.п.)
- в верной последовательности называют все месяцы года, дни недели.
4. Игры для ознакомления детей со временем.
Тема времени довольно обширна и сложна для восприятия ребенком. Поэтому зада взрослых как можно нагляднее показать детям время и научить различным способам его измерения.
С этой целью в группе создан уголок времени, куда входят:
- модели (частей суток, дней недели, времен года и т.д.) и детские календари;
- макет дерева «Времена года»
- приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);
- настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т.д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «Будильник» «День и ночь», «Части суток», «Неделька, стройся!», «Когда это бывает», и т.д.);
- репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др.);
- художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е.Я. Ильина и др.);
- альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);
- плакаты (времена года, часы – определяем время и т.д.).
Уголок расположен в доступном для детей месте и используется не только на занятиях, но и свободное время.
Стоит отметить, что огромную роль в ознакомлении детей со временем играет дидактическая игра. Используются дидактические игры с картинками, со словами, с поэтическими произведениями, подвижные игры. Это игры путешествия в утро, день, вечер, ночь, упражнения с картинками "Когда это бывает?", "Части суток", "Кто когда спит?", путешествия-прогулки, "Загадки-отгадки",
В дидактических играх с картинками отражаются события во времени. Использование картинки позволяет вернуться к ее содержанию неоднократно.
В словесно- дидактических играх особое место занимают произведения устного народного творчества, в которых в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени и т.д.
Пословицы, загадки (отгадки) обращены к уму ребенка, развивают сообразительность, способность доказать правильность своего объяснения или суждения.
Для закрепления знаний детей читаем рассказы, стихотворения, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия:
Для более эффективной работы взрослых над формированием временных представлений необходимо проделанную работу закреплять дома вместе с детьми.
Для этого, уважаемые родители, я подготовила памятку с играми-минутками, в которые можно поиграть с ребенком по дороге домой или в детский сад. Ежедневная практика поможет ускорить процесс усвоения понятий о времени.
И сейчас мы немного потренируемся и поиграем с вами в эти игры.
<После непродолжительной игры>
На этом наше собрание заканчивается. Если у вас остались вопросы, то задавайте. Надеюсь, вам было интересно. До свидания. До новых встреч!
Памятка для родителей
«Игры-минутки на закрепление представлений о времени»
- Игра «Что ты делаешь сейчас?
Взрослый называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей (Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать). Затем ребенка спрашивает: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь? и т.п.»
2. Игра «Что за чем?»
Взрослый называет часть суток (или время года). Ребенок должен назвать следующую часть суток (или следующее время года). Например: взрослый сказал «день». Ребенок отвечает: «После дня идет вечер». Взрослый продолжает: «После вечера идет ночь» . И т.п.
3. Игра «Назови пропущенное слово»
Ребенок должен закончить фразу взрослого. Взрослый: «Мы завтракаем утром, а обедаем… ?» (ребенок отвечает: «Днем»). Вчера был вторник, а завтра будет….? (четверг) и т.п.
4. Игра «Что мы делаем?»
Взрослый показывает (можно сопровождать показ словами) то, что он делает в разное время года (или в разные части суток), а ребенок отгадывает название времени года (или части суток).
5. Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Взрослый говорит фразу: «Мы играли в мяч….» Ребенок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?» (вчера). «Мы пойдем гулять в парк….?» (завтра). «Мы идем на кружок… ?» (сегодня)
6. Игра «Дни недели по порядку»
Взрослый просит сказать, какой день недели идет до или после названного. Можно чередовать вопросы типа: «По каким дням у тебя музыкальные занятия? в какие дни у тебя будут выходные? и т.п.
7. Игра «Путаница».
Взрослый произносит предложения с ошибкой. а ребенок исправляет (Ночью девочка идет в школу. Утром девочка обедала. В июле падает снег. В декабре мы отмечаем 8 марта.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/19/picture-723661-1468899097.jpg)
Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений"
Формирование элементарных математических представлений в средней группе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/22/picture-235307-1697952136.jpg)
Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры"
Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-529115-1476162417.jpg)
Родительское собрание «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Проведение собрания поможет формированию у родителей представлений о развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-518615-1424938389.jpg)
Презентация для родительского собрания «Особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуетс...
Конспект выступления на родительском собрании «Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста»
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/12/picture-1157809-1584018551.jpg)
Родительское собрание "Формирование элементарных математических представлений ребенка старшего дошкольного возраста по средствам дидактической игры".
Цель собрания: привлекать родителей в непосредственно-образовательную деятельность, закрепить математические знания, представления детей, уметь использовать их в окружающей жизни.Задачи:Обогатить знан...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280593-1603211153.jpg)
Родительское собрание «Формирование элементарных математических представлений дошкольника по средствам дидактической игры»
Родительское собрание«Формирование элементарных математических представлений дошкольникапо средствам дидактической игры»...