Коллекционирование предметов дошкольниками, как часть кружковой работы с дошкольниками и родителями.
статья (старшая группа)

Зыбина Наталия Николаевна

Для формирования познавательной активности дошкольников представляет такая форма работы, как коллекционирование. Почему именно коллекционирование? У детей с раннего возраста заложена способность к поиску, к собирательству. Если не развивать такую способность, она со временем исчезнет. Во- вторых коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную активность. В-третьих, можно приобщить к коллекционированию взрослых, родителей. Пусть они занимаются общим делом, находят общие интересы и решают их в тесном сотрудничестве с ребенком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

Коллекционирование предметов дошкольниками, как часть кружковой работы с дошкольниками и родителями.

        Мы работаем воспитателями в детском саду, который посещают дети с различными нарушениями зрения. Они отличаются от здоровых детей тем, что восприятие окружающего мира ограничено, на усвоение информации затрачивается больше времени. Многие дети с нарушением зрения проходят стадию астенического состояния, которая характеризуется нежеланием детей познавать окружающий мир, быстрой утомляемостью.

            Многие родители не считают нарушение зрения у ребенка причиной его неудач, несобранности, расторможенности.

А дети с каждым годом становятся активнее, любознательнее. У них возникает много различных интересов, вопросов, часто очень интересных и необычных и не так легко решаемых. Объем информации об окружающей действительности возрастает. Однако возможности ребенка получить информацию без помощи взрослого невелики. По мнению Щукиной Г.И, Блиновой Г.М, Постниковой П.К сущность познавательного интереса заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не использовать готовую информацию о них. Для формирования такой познавательной активности дошкольников представляет такая форма работы, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование?

У детей с раннего возраста заложена способность к поиску, к собирательству.

Если не развивать такую способность, она со временем исчезнет. Во- вторых коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную активность.

В-третьих, можно приобщить к коллекционированию взрослых, родителей.

Пусть они занимаются общим делом, находят общие интересы и решают их в тесном сотрудничестве с ребенком.

В 70-е годы коллекционирование приносило серьезные доходы в государственную казну. Существовало объединение клубов по интересам во Всесоюзные объединения коллекционеров. В настоящее время, когда произошли изменения социальные, в экономике взрослые мало интересуются чем увлечены их дети, что они собирают и считают коллекционирование бесполезным занятием. По результатам анкетирования родителей такие семьи составляют 70%.

Чтобы помочь родителям понять, что собирательство чего-то дело необычное, интересное. Мы предлагаем им посмотреть наши групповые коллекции, совместные коллекции родителей и детей, у которых уже сложились дружеские взаимоотношения, и родители помогают своему ребенку в сборе коллекции. Проводим такие формы работы, как родительские собрания, консультации, на которых формируем представление

-     о значимости коллекции

- о том, что может быть предметом коллекционирования.

-   показываем и рассказываем о способах коллекционирования.

- проводим с родителями «Мастер- класс» по обучению свертывания бумаги методом Оригами.

Мы знакомим их с новыми играми познавательного характера «Кому принадлежит дом», «Фантики», «Садовник», Четвертый лишний», «Найди маму». Рассказываем родителям, как можно играть в эти игры дома.

После того, как проведена работа с родителями и они убеждены в том, что процесс коллекционирования дает много знаний, развивает воображение, мышление, творческие навыки, укрепляет волю. А также учит детей делиться предметами, исследовать их, вызывает интерес к данному материалу и формирует познавательные мотивы.

На втором этапе своей педагогической деятельности я с детьми старшей группы

Приступаем к сбору коллекций. Прежде всего мы вместе с детьми придумываем правила и выполняем их.

  1. Доступность предметов всем детям.
  2. Возможность их легко рассматривать и играть с ними. Мы поместили коллекции в уголке для экспериментирования на полочках.
  3. На коробочки, папки с материалом наклеили рисунок с изображением данной коллекции, чтобы дети могли ее легко найти.

В процессе коллекционирования применяем методы и приемы, которые направляют детей замечать новое, неизвестное, постоянно задавать вопросы. Почему? Когда? Зачем?

Некоторые из коллекций подходят для изучения свойств предметов, явлений окружающей среды, определения формы и величины. Одни коллекции мы собираем с детьми – это листочки, семена растений, шишки, другие – вместе с родителями, третьи делаем своими руками.

Когда Соня принесла в группу свою любимую овечку, все ребята дружно решили собрать коллекцию домашних животных. Животные были сделаны из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, глиняные, фарфоровые. Рассматривая данных животных, дети заинтересовались средой обитания животных, что они кушают, в чем полезны человеку. Они стали использовать их в лепке, конструировании, в ролевых и творческих играх, называли из какого материала они изготовлены, пересчитывали их, угадывали по описанию.

Летом мы с ребятами собирали лекарственные растения для гербария. Затем заполняли информацию о растениях стихами, загадками, рекомендациями о том, как делать поделки и засушенных цветов, плодов. Родители приносили нам старинные рецепты лекарственных отваров, оберегов. Таким образом, наша коллекция «Зеленый доктор» стала самой интересной в группе. Она интересовала даже родителей.

К концу старшей группы дети стали проявлять все больший интерес к разнообразию коллекций, стали более увлеченными и любознательными. Однажды Сева нашел камешек

и стал его рассматривать, опускать в воду, притягивать его магнитом, смотреть на него через лупу. Каждый день он делал все новые действия с камешком, что привлекло внимание других детей. Вскоре у нас в группе появилась коллекция из 20 различных камешков и минералов. Каждый камешек имел свою историю. У Алины – кварцит, его сохранил папа из своей детской коллекции, а у Ромы- гранит. Рома просто нашел его на дороге и залюбовался им. Каждый день дети рассматривали коллекцию минералов, показывали родителям и применяли ее в различных играх, используя камешки вместо сокровищ.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей, развивает их познавательную активность. В процессе собирания различных вещей сначала идет процесс накопления знаний о данных предметах, далее информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

                                   Литература.

1.Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность/ Н.В Исакова – Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2013.

2.Блинова Г.М. Занятия познавательное развитие детей 5-7 лет/ Г.М Блинова – Творческий центр, 2010.

3. Миленко. В. Лепетюха.В. Коллекционирование. Форма организации познавательной деятельности старших дошкольников. / В. Миленко, В. Лепетюха-  Ж. Дошкольное воспитание , стр.9, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и организация кружковой работы с дошкольниками

Презентация для педагогов детский садов о содержании и организации кружковой работы  по изобразительной деятельности с дошкольниками....

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию кружковой работы в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Обобщение опыта работы по организации кружковой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников....

Содержание и организация кружковой работы с дошкольниками

Презентация для педагогов детский садов о содержании и организации кружковой работы  по изобразительной деятельности с дошкольниками....

Программа кружковой работы для дошкольников от 4 до 5 лет «Умные пальчики»

План - программа кружковой деятельности «Умные пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения пред...

Программа кружковой работы с дошкольниками "Волшебная кисточка"

Материал представляет собой программу по правополушарному рисованию работы педагога-психолога со старшими дошкольниками...