Программа кружковой работы для дошкольников от 4 до 5 лет «Умные пальчики»
рабочая программа (средняя группа)

Демьянова Надежда Павловна

План - программа кружковой деятельности «Умные пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш» №73

Программа кружковой работы

для дошкольников от 4 до 5 лет

«Умные пальчики»

Составила воспитатель:

Демьянова Н.П.

Смоленск 2019-2020

1. Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. План - программа кружковой деятельности «Умные пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Деятельность детей по интересам в кружке направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Методика реализации системы занятий кружковой деятельности позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Актуальность плана - программы кружковой деятельности «Умные пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникацию с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов и речи служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться, задолго до поступления ребёнка в школу.

Отличительная особенность кружковой деятельности в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь в кружке, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности .

Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей, речи детей дошкольного возраста через выполнение предметно-практических действий в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:
Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников
.

Образовательные:

-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

-формирование практических умений и навыков;

-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

-совершенствование движений рук;

-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

-развитие речи детей.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

-воспитывать и развивать художественный вкус;

-воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Содержание программы строится на следующих принципах:
Принцип системности - от простого к сложному, от частного к общему; - Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме
Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.
Методики и режим занятий кружка.

Перспективный план работы кружка составлен с учетом методических пособий:

- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

А. Никитина. Поделки в детском саду.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 20 минут во второй половине дня. Всего 30 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае месяцах).                                                                                          

Форма работы – подгрупповая, не более 10 человек.

Методы, используемые в работе кружка:

- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)

- Игровые (различные дидактические игры)

Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:

- самомассаж кистей рук;

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Каждое занятие состоит из трёх частей:

1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.
Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.

3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).

Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг. 

Ресурсное обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

- резиновые игрушки;

- бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.

- цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;

- фигурки пальчикого театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.

2. Перспективно-тематическое планирование

Время проведения

Тема занятия

Цель и задачи

сентябрь

Диагностика

Выявление ведущей руки

октябрь

Яблоко с червячком.

      

Цель: Формирование умения нанизывать бусины на проволоку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов.

«Мишка из еловых шишек»

Цель: Формирование умения крепить чешуйки от шишек на пластилиновой основе.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев;

Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

«Ёжики из семечек»

Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина.

Задачи: Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать иголочки из семечек ежику, добиваясь изображения.

«Цветок в технике квиллинг»

Цель: Обучение созданию цветка с помощью техники квиллинг.

Задачи: Развивать координацию движений пальцев рук. Познакомить с техникой квилинг. Учить скручивать полоски бумаги на карандаше.

ноябрь

«Подсолнух и божья коровка»

Цель: Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить наносить пластилин на основу.

«Осеннее дерево»

Цель: Формирование умений и знаний к выполнению работ с помощью технике рисования песком.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри песком.

«Осенний (или зимний) лес»

Цель: Формирование умений создания «Зимнего леса» с использованием     нетрадиционного приема изображения.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости.

Продолжать развивать творческое мышление.

«Снеговик из ниток и воздушных шариков»

Цель:  использование ниток и воздушных шаров в создании поделок.

Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память.

декабрь

«Ёлочные шары»

Цель: Использование ниток и тесьмы в создании елочных  игрушек.

Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память.

«Снежинки в технике квиллинг»

Цель: Использование в техники квиллинг в создании снежинок.

Задачи: Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скручивать снежинки из полосок бумаги.

«Снежинка из спичек»

 Цель: Использование конструирование снежинок из спичек.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить конструировать  из спичек снежинки, находить центр.

 Соблюдать ритм при выкладывании фигур.

«Новогодние звёзды»

Цель: Совершенствование умения работать с картоном и парчовой фольгой. 

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев;

зрительно-двигательную  координацию.

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

январь

«Веточка с сердечками — аппликация из бумаги»

Цель: Развитие навыков работы с бумагой и клеем, нанизывание «сердечек» на  веточку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в нарезании или отрыве бумаги и в приклеивании их на плотную бумагу.

«Мимоза»

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации с поролоном.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги и нанизывать бусины на проволоку.

«Цветы из пластиковой бутылки»

Цель: Использование бросового материала в создании цветов.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с бросовым материалом.

Февраль

«Коляска с малышом»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации.

Задачи: Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры избумаги.

«Аистёнок»

Цель:  Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации.

Задачи: Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

 «Мышка игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить детей самостоятельно создавать поделки из бросового материала. Развивать творческие способности.

«Снегурочка — игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с бросовым материалом.

Март

«Зайка — игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Развивать мелкую моторику.  Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать создавать поделки своими руками.

«Колокольчик — игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать мышление, воображение, творческие способности.

«Ягодка — игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.

«Тигрёнок»

Цель: Совершенствование умений создания аппликации из шерстяных ниток.

Задачи: Упражнять в выкладывании фигур из ниточек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

Апрель

«Рыбки»

Цель: Совершенствование умения крепить семечки на пластилиновой основе.

Задачи: Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой.

«Золотая рыбка»

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации по созданию «рыбки». 

Задачи: Упражнять в работе с трафаретами.

Продолжать учить работать с пластилином.

«Неваляшки»

Цель: Формирование умения преобразования разных по величине полос в кольца.
Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Закреплять навыки конструирования из бумаги. Формировать умение самостоятельно  круги.

Развивать зрительное внимание, память. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе.

«Автобус для зверей»

Цель:  формирование умению составление  изображение автобуса из готовых частей.

Задачи: Формировать  навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию.

 Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Май

«Игрушки»

Цели: Формирование умений соединение точек по клеточкам в тетради.

Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки.

«Юные художники»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.

Задачи:  Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами.

Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:

- Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;

- Проведение выставок детских работ;

- Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.

3. Список литературы:

- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

А. Никитина. Поделки в детском саду.

- Журнал «Дошкольное воспитание».

- Интернет ресурсы.

- Хвостовцев А. Детки - непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....

Программа кружковой работы с дошкольниками "Волшебная кисточка"

Материал представляет собой программу по правополушарному рисованию работы педагога-психолога со старшими дошкольниками...