Программа кружковой работы для дошкольников от 4 до 5 лет «Умные пальчики»
рабочая программа (средняя группа)
План - программа кружковой деятельности «Умные пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малыш» №73
Программа кружковой работы
для дошкольников от 4 до 5 лет
«Умные пальчики»
Составила воспитатель:
Демьянова Н.П.
Смоленск 2019-2020
1. Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. План - программа кружковой деятельности «Умные пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Деятельность детей по интересам в кружке направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Методика реализации системы занятий кружковой деятельности позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.
Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Актуальность плана - программы кружковой деятельности «Умные пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникацию с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов и речи служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться, задолго до поступления ребёнка в школу.
Отличительная особенность кружковой деятельности в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь в кружке, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности .
Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей, речи детей дошкольного возраста через выполнение предметно-практических действий в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Образовательные:
-формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
-формирование практических умений и навыков;
-обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
-совершенствование движений рук;
-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
-развитие речи детей.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
-воспитывать и развивать художественный вкус;
-воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Содержание программы строится на следующих принципах:
- Принцип системности - от простого к сложному, от частного к общему; - Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме
- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.
Методики и режим занятий кружка.
Перспективный план работы кружка составлен с учетом методических пособий:
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.
А. Никитина. Поделки в детском саду.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 20 минут во второй половине дня. Всего 30 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае месяцах).
Форма работы – подгрупповая, не более 10 человек.
Методы, используемые в работе кружка:
- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
- Игровые (различные дидактические игры)
Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Каждое занятие состоит из трёх частей:
1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.Практическая часть – творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.
Ресурсное обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:
- резиновые игрушки;
- бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.
- цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;
- фигурки пальчикого театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Ожидаемые результаты:
1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
2.Овладение разными видами ручной умелости.
3.Овладение приемами работы с разными инструментами.
4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
5.Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.
2. Перспективно-тематическое планирование
Время проведения | Тема занятия | Цель и задачи |
сентябрь | Диагностика | Выявление ведущей руки |
октябрь | Яблоко с червячком.
| Цель: Формирование умения нанизывать бусины на проволоку. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов. |
«Мишка из еловых шишек» | Цель: Формирование умения крепить чешуйки от шишек на пластилиновой основе. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | |
«Ёжики из семечек» | Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина. Задачи: Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать иголочки из семечек ежику, добиваясь изображения. | |
«Цветок в технике квиллинг» | Цель: Обучение созданию цветка с помощью техники квиллинг. Задачи: Развивать координацию движений пальцев рук. Познакомить с техникой квилинг. Учить скручивать полоски бумаги на карандаше. | |
ноябрь | «Подсолнух и божья коровка» | Цель: Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. |
«Осеннее дерево» | Цель: Формирование умений и знаний к выполнению работ с помощью технике рисования песком. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри песком. | |
«Осенний (или зимний) лес» | Цель: Формирование умений создания «Зимнего леса» с использованием нетрадиционного приема изображения. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать развивать творческое мышление. | |
«Снеговик из ниток и воздушных шариков» | Цель: использование ниток и воздушных шаров в создании поделок. Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память. | |
декабрь | «Ёлочные шары» | Цель: Использование ниток и тесьмы в создании елочных игрушек. Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память. |
«Снежинки в технике квиллинг» | Цель: Использование в техники квиллинг в создании снежинок. Задачи: Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скручивать снежинки из полосок бумаги. | |
«Снежинка из спичек» | Цель: Использование конструирование снежинок из спичек. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Учить конструировать из спичек снежинки, находить центр. Соблюдать ритм при выкладывании фигур. | |
«Новогодние звёзды» | Цель: Совершенствование умения работать с картоном и парчовой фольгой. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | |
январь | «Веточка с сердечками — аппликация из бумаги» | Цель: Развитие навыков работы с бумагой и клеем, нанизывание «сердечек» на веточку. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в нарезании или отрыве бумаги и в приклеивании их на плотную бумагу. |
«Мимоза» | Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации с поролоном. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги и нанизывать бусины на проволоку. | |
«Цветы из пластиковой бутылки» | Цель: Использование бросового материала в создании цветов. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с бросовым материалом. | |
Февраль | «Коляска с малышом» | Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации. Задачи: Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры избумаги. |
«Аистёнок» | Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации. Задачи: Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. | |
«Мышка игрушка из капсулы киндер-сюрприза» | Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок. Задачи: Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить детей самостоятельно создавать поделки из бросового материала. Развивать творческие способности. | |
«Снегурочка — игрушка из капсулы киндер-сюрприза» | Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок. Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с бросовым материалом. | |
Март | «Зайка — игрушка из капсулы киндер-сюрприза» | Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок. Задачи: Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать создавать поделки своими руками. |
«Колокольчик — игрушка из капсулы киндер-сюрприза» | Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок. Задачи: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Развивать мышление, воображение, творческие способности. | |
«Ягодка — игрушка из капсулы киндер-сюрприза» | Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок. Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. | |
«Тигрёнок» | Цель: Совершенствование умений создания аппликации из шерстяных ниток. Задачи: Упражнять в выкладывании фигур из ниточек. Работать над развитием зрительно моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. | |
Апрель | «Рыбки» | Цель: Совершенствование умения крепить семечки на пластилиновой основе. Задачи: Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой. |
«Золотая рыбка» | Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации по созданию «рыбки». Задачи: Упражнять в работе с трафаретами. Продолжать учить работать с пластилином. | |
«Неваляшки» | Цель: Формирование умения преобразования разных по величине полос в кольца. Развивать зрительное внимание, память. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе. | |
«Автобус для зверей» | Цель: формирование умению составление изображение автобуса из готовых частей. Задачи: Формировать навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. | |
Май | «Игрушки» | Цели: Формирование умений соединение точек по клеточкам в тетради. Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. |
«Юные художники» | Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями. Задачи: Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами. |
Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:
- Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;
- Проведение выставок детских работ;
- Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.
3. Список литературы:
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.
А. Никитина. Поделки в детском саду.
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Интернет ресурсы.
- Хвостовцев А. Детки - непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Ум...
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапии для детей от 4-5 лет «Умные ручки »
Дополнительная общеразвивающая программа кружковой работы по развитию эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами песочной терапиидля детей от 4-5 ле...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет.
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» для детей 5-7 лет....
Программа кружковой работы с дошкольниками "Волшебная кисточка"
Материал представляет собой программу по правополушарному рисованию работы педагога-психолога со старшими дошкольниками...