Права ребенка
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей. Способствовать повышению правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка среди родителей.
Уважаемые родители! В данной консультации мы предлагаем Вам ознакомиться с основными документами, регламентирующими права ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 18.29 КБ |
анкета для родителей " Знаете ли вы своего ребенка" | 32.5 КБ |
План работы | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Права ребенка – соблюдение их в семье»
Цель: способствовать повышению правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка среди родителей.
Уважаемые родители! В данной консультации мы предлагаем Вам ознакомиться с основными документами, регламентирующими права ребенка.
Конвенция по правам ребёнка.
Для настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:
— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;
— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии.
Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах.
Ребенок обладает личными правами
— Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие.
— На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу.
— На сохранение своей индивидуальности.
— На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними.
— На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) .
— На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь.
— На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.
— На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
Ребенку гарантируются социальные права
— На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.
— На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья.
— На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении.
— На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
— На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
«ПРАВА РЕБЕНКА — СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Основные международные документы, касающиеся прав детей.
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Семейный кодекс РФ (1996).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Советы родителям
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
"Знаете ли вы своего ребенка?"
Уважаемые родители!
С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
- Заполняет анкету:
- мама;
- папа;
- другой член семьи ______________________________________________________________ .
- Возраст ребенка (полный) ______________________________________________________ .
- С кем живет ребенок? (состав семьи) _____________________________________________
- Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? __________________________________________________________________________________
- Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________________________
- Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? __________________________________________________________________________________
- Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? ___________________________________________________________________
- Нравится ли вашему ребенку:
- рисовать;
- заниматься физической культурой;
- петь, музицировать;
- играть в подвижные игры;
- слушать рассказы, сказки;
- выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;
- играть вместе с другими детьми;
- убирать игрушки;
- ходить на прогулку;
- наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- ходить в магазин за продуктами;
- участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.
- Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? ______________________________________
- Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки? ______________________
- Вы играете вместе с ребенком? __________________________________________________
- В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои? __________________________________________________________________________________
- Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? _______________________
- Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни? ____________________________
- Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что? _______________________________________
- Как часто вы наказываете ребенка? За что? ________________________________________
- Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать? ___________________
- Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят? ______________________________
- Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? __________________________________________
- Вы считаете своего ребенка способным? __________________________________________
- Какие именно способности он проявляет? _________________________________________
- Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? __________________________
- Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? ________________________
- Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? _______________________
- Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:
- воспитателя;
- педагога-психолога;
- учителя-логопеда;
- музыкального руководителя;
- инструктора по физической культуре;
- другого специалиста (указать) ____________________________________________________.
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
План проведения в МДОУ Дня правовой помощи детям (20 ноября)
№ | Наименование, тема мероприятия | Ответственные | |
С детьми | С родителями | ||
1 | «Вредные привычки» - занятие из цикла «К здоровому образу жизни» (В доступной игровой форме, используя советы Г. Остера, излагается материал о разнообразии вредных привычек, их формировании и роли в жизни человека) | Распространение тематических буклетов о правах детей, по пропаганде ответственного родителя, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и др. | Воспитатели групп |
2 | Совместная деятельность воспитателей с детьми по созданию разделов книги «Конвенция о правах ребенка». | Анкетирование родителей: «Знаете ли вы права ребенка?» | Воспитатели групп |
Оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается», (теоретический материал о Конвенции по правам ребенка). | Общественный инспектор по охране прав детства | ||
3 | ООД в группах по теме «Твои и мои права» - «Право жить в семье» (2 мл.гр.) - «Право на имя» (средняя гр) - «Право на отдых, развлечение, досуг» (старш.гр) - «Право на образование» (подгот.гр) | Оформление информационного стенда и страницы сайта по правовому просвещению родителей (нормативно-правовые документы (выписки из Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного Кодекса РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и др.), указаны контактные телефоны служб по защите прав несовершеннолетних) | Ст. воспитатель, воспитатели групп |
Оформление группового тематического стенда для родителей «К ребёнку с добром». | Воспитатели | ||
Оформление консультаций и папок-передвижек для родителей: - «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», - «Профилактика жестокости и агрессии в семьях» | Воспитатели групп, Общественный инспектор по охране прав детства | ||
4 | Выставка в старшей-подготовительной группах «Ремень не для порки… (гуманное использование ремня, что можно сделать из ремня и пр.) | День открытых дверей в ДОУ (консультативную помощь по вопросам защиты прав и достоинств ребенка, формам и методам воспитания детей, возможность ознакомиться с условиями содержания, воспитания и образования своих детей в дошкольном учреждении) | Педагоги ДОУ |
Проведение консультаций, тренингов для родителей, допускающих применение физических наказаний к детям по коррекции поведения | |||
5 | Дидактические и хороводные игры: «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Найди себе пару», «Подрастающие имена», «Назови по – другому», «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек)», «Угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев, по слогам». | Проведение родительских собраний и бесед с приглашением педагога-психолога «О недопустимости жестокого обращения с детьми; Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей», «Права и обязанности детей и родителей в детско-родительских взаимоотношениях в семье» | Педагоги ДОУ, педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе
Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...
Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...
Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."
составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...