КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ»
консультация
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ»
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.
Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.
У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.
Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.
ЧТО ТАКОЕ ГРАФОМОТОРИКА
Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
- зрительное восприятие заданного материала;
- сосредоточенность и внимание;
- правильное удерживание карандаша или ручки;
- соответствующий нажим ручки при письме;
- ритмичность движений;
- точность в обведении линий;
- двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
- Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
- Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
- Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.
Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет:
- умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
- переворачивать странице в книге (по одной);
- держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
- строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
- ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
- лепить из пластилина;
- складывать из бумаги простейшие фигурки;
- нанизывать большие бусы;
- правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
- умение вязать узелки;
- самостоятельно заправлять постель;
- рисовать фломастерами, мелками;
- обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
- происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
- застегивать молнии на куртке;
- самостоятельно завязать шнурки;
- уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
- разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.
«ГРАФОМОТОРНЫЕ ДОРОЖКИ. ЧТО ЭТО?»
Графомоторные дорожки- это игра, упражнение, которая направлена на развитие внимания, двигательных навыков. Игры с графомоторными дорожками хорошо координируют систему «глаз – рука», позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться концентрировать пока еще непроизвольное внимание. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка руки к письму. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
Как играть?
Провести прямую или наклонную линию – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук малыша. Поэтому, данная работа требует обязательного участия взрослого.
ВАЖНО!Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи».
Вот несколько шагов,по которым необходимо следовать:
1) Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож – в этом вам поможет яркая иллюстрация.
2) Слежение пальчиком по узору на бумаге.
3) Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
4) И лишь затем можно обводить пунктирную линию на бумаге. Необходимо следить за правильным захватом пишущего инструмента в руке ребенка.
Для постоянных занятий желательно сделать рабочие прописи многоразовыми: заламинировать их или проклеить широким прозрачным скотчем всю поверхность. С этой же целью можно использовать обычные файлы для бумаги. Ребенок обводит контуры, затем стирает их влажной салфеткой и можно рисовать снова.
При этом, тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую.
Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме.
Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т. к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ» | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ»
Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.
Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.
У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.
Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.
ЧТО ТАКОЕ ГРАФОМОТОРИКА
Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.
В задачи графомоторики входит:
- зрительное восприятие заданного материала;
- сосредоточенность и внимание;
- правильное удерживание карандаша или ручки;
- соответствующий нажим ручки при письме;
- ритмичность движений;
- точность в обведении линий;
- двигательные навыки.
Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
- Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
- Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
- Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.
Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.
Вот что должны уметь дети 1-2 лет:
- умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);
- переворачивать странице в книге (по одной);
- держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;
- строить башню из кубиков и складывать пирамидки.
Навыки детей 2-3 лет:
- ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;
- лепить из пластилина;
- складывать из бумаги простейшие фигурки;
- нанизывать большие бусы;
- правильно держать карандаш.
Навыки детей 3-4 лет:
- умение вязать узелки;
- самостоятельно заправлять постель;
- рисовать фломастерами, мелками;
- обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);
- происходит латерализация (определение ведущей руки).
Навыки детей 4-6 лет:
- застегивать молнии на куртке;
- самостоятельно завязать шнурки;
- уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;
- разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.
«ГРАФОМОТОРНЫЕ ДОРОЖКИ. ЧТО ЭТО?»
Графомоторные дорожки- это игра, упражнение, которая направлена на развитие внимания, двигательных навыков. Игры с графомоторными дорожками хорошо координируют систему «глаз – рука», позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться концентрировать пока еще непроизвольное внимание. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка руки к письму. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
Как играть?
Провести прямую или наклонную линию – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук малыша. Поэтому, данная работа требует обязательного участия взрослого.
ВАЖНО!Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи».
Вот несколько шагов,по которым необходимо следовать:
1) Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож – в этом вам поможет яркая иллюстрация.
2) Слежение пальчиком по узору на бумаге.
3) Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
4) И лишь затем можно обводить пунктирную линию на бумаге. Необходимо следить за правильным захватом пишущего инструмента в руке ребенка.
Для постоянных занятий желательно сделать рабочие прописи многоразовыми: заламинировать их или проклеить широким прозрачным скотчем всю поверхность. С этой же целью можно использовать обычные файлы для бумаги. Ребенок обводит контуры, затем стирает их влажной салфеткой и можно рисовать снова.
При этом, тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую.
Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме.
Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т. к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"
Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....
Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников «Знают родители — знает ребёнок»
Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному...
Буклет. Рекомендация для родителей «Графомоторные навыки»
Графомоторные навыкиНемного о том, почему для развития ребёнка очень важно рисовать и раскрашивать...
Консультация для родителей " ГРАФОМОТОРНЫЕ ДОРОЖКИ"
донести информацию до родителей о необходимости графомоторных дорожках...
Консультация для родителей: «Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с РДА»
Особенности формирования бытовых навыков у детей с РАС...
Консультация для родителей « Графомоторные навыки у дошкольников»
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы является формирование у детей готовности к обучению в школе....