Тренинг "Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком?"
консультация (старшая группа)
Тренинг для родителей о преодолении затруднительных ситуаций в общении между родителями и детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_zatrudnitelnye_situatsii_v_obshchenii_roditelya_s_rebenkom.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком?»
Цель: Привлечь родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачных способов родительского поведения.
Проведение тренинга:
Слово берет педагог:
Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности. И многие родители стараются сделать так, чтобы между ним и ребенком было полное взаимопонимание, чтобы не было конфликтов, обид. Столкновение интересов родителей и детей, как показывают наблюдения, нередко представляет для взрослого затруднительную ситуацию в общении с ребенком. Как мы, взрослые, строим свое родительское поведение в подобных ситуациях взаимодействия?
Задание родителям: «Для меня оказаться в затруднительной ситауции общения с ребенком, это…»
Высказывания записываются на доске, в завершении делается резюме о том, что затруднительные ситуации в общении с ребенком могут стать и путем к кризисному развитию отношений, и способом выхода из конфликтных ситуаций.
Вопрос родителям: Давайте уточним, что как правило, сопровождает ситуацию столкновения интересов, мнений, желаний?
Определение понятия «конфликт»
Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор (С.Ожегов).
Конфликт – интенсивный обмен точками зрения, в ходе чего взрослый и ребенок «оказываются вовлеченными в процесс совместного приобретения опыта» (К. Витакер).
Педагог предлагает родителям сделать рисунок на тему «Мир детства и взрослых» (8 – 10мин). По окончании рисования попросить каждого пояснить свой рисунок.
Вопросы к родителям:
- Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?
- Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
- В каком мире вам хочется быть сейчас, почему?
- Как вы думаете, что хотят сказать взрослые детям на вашем рисунке? А что дети хотят сказать взрослым?
- Есть ли на вашем рисунке место конфликту, где?
Ролевая игра «Применение трёх путей в воспитании»
Цель: анализ разных воспитательных подходов родителей в отношении ребёнка, содействие пониманию необходимости использования диалога
в семейном воспитании.
Ход: При помощи цветных фигурок участники объединяются в три группы, каждая из которых выбирает карточку с надписью «Власть», «Уступчивость», «Диалог».
Задание. В соответствии с надписью на карточке придумать проблемную ситуацию в семье и с помощью ролевой игры продемонстрировать её. Каждая группа по очереди разыгрывает проблемную ситуацию в семье, где родители применяют определённый воспитательный подход: «Власть», «Уступчивость», «Диалог». Участники угадывают, какой это был подход и почему именно они так считают. Таким образом участники лучше осознают полученную информацию, понимают особенности каждого подхода, его недостатки и преимущества.
Вопросы для обсуждения
- Как чувствовали себя участники в роли ребёнка, родителей в каждом отдельном случае?
- Как проявляют родители свою любовь к ребёнку в каждом из случаев?
- Что важного в разыгрывании отношений заметили?
- Какие важные выводы вы для себя сделали, анализируя каждый из воспитательных подходов в семье?
Упражнение «Способы выражения недовольства своим ребенком и
способы похвалы».
Родители встают в два круга (внешний и внутренний) лицом
друг к другу. Участники внешнего круга вначале ругают, а затем
хвалят своего партнера (затем они меняются ролями).
Обсуждение:
- что чувствовали в первом и втором случаях?
- чего было больше?
- что было проще?
- что лучше удавалось партнеру?
- конфликт – чья это проблема?
Рекомендации родителям от ребенка
- Слушай меня, чтобы я умел слушать.
- Уважай меня, чтобы я уважал других.
- Верь мне, чтобы я поверил.
- Не унижай меня, чтобы я не унижал.
- Разговаривай со мной, чтобы я умел общаться.
- Прощай меня, чтобы я умел прощать
других.
- Помогай мне, чтобы я стал помощником.
- Не насмехайся надо мной.
- Не игнорируй меня.
- Услышь меня, чтобы я это ощутил.
- Люби меня, чтобы я умел любить.
Информация родителям:
Когда мы, взрослые, сами в силу разных обстоятельств жизни сильно нуждаемся в ребенке, - мы не рискуем им управлять.
Взрослый в жизни ребенка не только друг и партнер, но и наставник и руководитель. И ребенок попытается подвергнуть испытанию на прочность вашу роль руководителя, причем с удивительным мастерством.
Дети испытывают безопасность, если права всех членов семьи защищены благодаря соблюдению определенных границ поведения, т.е. в знании точно определенных пределов заключено ощущение безопасности для ребенка (Д.Добсон).
Лишь разглядев в ребенке того, кто он есть, а не того, кем он должен быть, можно избавиться от подавляющих его индивидуальность требований и ожиданий. Вступить с ним в подлинное, действительное общение, отказавшись от своего непререкаемого «взрослого№ монолога (поучающего, гневного, раздраженного) (А.хараш)Родитель привык считать себя обязанным втискивать ребенка в колею своего выбора, абсолютно лишая этого права саму растущую личность ребенка (В.Зинченко).
Приемы позитивного общения
Приём «Открытие шлюзов» предусматривает следующие высказывания:
- Это интересно, расскажи ещё что-нибудь об этом.
- Ты не хочешь ещё что-нибудь рассказать об
этом?
- Как интересно то, о чём ты говоришь!
- Похоже, ты это здорово прочувствовал!
- Ты хочешь мне об этом рассказать?
Приём «Выяснение» используют для того, чтобы проявить внимание к собеседнику, показать свою заинтересованность в его рассказе. Здесь предлагают следующие обращения:
- ты имеешь в виду, что…;
- ты не мог бы пояснить, как ты понимаешь…;
- я не понял, что ты только что сказал, не мог бы ты объяснить ещё раз.
Приём «Отражение чувств» если необходимо проявить понимание
эмоционального состояния другого человека, можно воспользоваться следующими выражениями.
- кажется, ты очень рад тому, что…
- кажется, ты весьма нервничаешь из-за того, что…
- ты кажешься раздражённым (обиженным).
Подведение итогов тренинга.
- что было наиболее полезным и интересным на тренинге (упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, информация педагога);
- на какие вопросы получили ответы;
- какие вопросы остались неразрешенными; над какой проблемой хотели бы дополнительно поработать в группе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Когда возникают детские страхи?" (Консультация для родителей).
Познакомить родителей с причинами и особенностями возникновения страхов у детей дошкольного возраста, с некоторыми приёмами борьбы со страхами....
«Правила конструктивного общения, или чем руководствоваться в затруднительных ситуациях.
«Правила конструктивногообщения,или чем руководствоватьсяв затруднительныхситуациях....
Как помочь своему ребенку научиться разрешать затруднительные ситуации
Многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником конфликтной ситуации. Представленные ниже рекомендации помогут родителям научить ребёнка решать затруднительные ситуации так, чтобы...
Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях
Конфликты между родителями и детьми, пути их решения....
Конфликты. Как вести себя в конфликтных ситуациях в общении с родителями
Семинар для педагогов (презентация)...
«Конфликты. Как вести себя в конфликтных ситуациях в общении с родителями»
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективнфм являются такие способы выхода конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из данных стратегий может оказаться в разны...
Эссе "Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях"
Советы для родителей как вести себя в конфликтных ситуациях основываясь на анализе психологических форумов для родителей, и статьях по данной теме....