Тренинг "Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком?"
консультация (старшая группа)
Тренинг для родителей о преодолении затруднительных ситуаций в общении между родителями и детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком?»
Цель: Привлечь родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, к поиску удачных способов родительского поведения.
Проведение тренинга:
Слово берет педагог:
Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни ребенка происходит становление его личности. И многие родители стараются сделать так, чтобы между ним и ребенком было полное взаимопонимание, чтобы не было конфликтов, обид. Столкновение интересов родителей и детей, как показывают наблюдения, нередко представляет для взрослого затруднительную ситуацию в общении с ребенком. Как мы, взрослые, строим свое родительское поведение в подобных ситуациях взаимодействия?
Задание родителям: «Для меня оказаться в затруднительной ситауции общения с ребенком, это…»
Высказывания записываются на доске, в завершении делается резюме о том, что затруднительные ситуации в общении с ребенком могут стать и путем к кризисному развитию отношений, и способом выхода из конфликтных ситуаций.
Вопрос родителям: Давайте уточним, что как правило, сопровождает ситуацию столкновения интересов, мнений, желаний?
Определение понятия «конфликт»
Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор (С.Ожегов).
Конфликт – интенсивный обмен точками зрения, в ходе чего взрослый и ребенок «оказываются вовлеченными в процесс совместного приобретения опыта» (К. Витакер).
Педагог предлагает родителям сделать рисунок на тему «Мир детства и взрослых» (8 – 10мин). По окончании рисования попросить каждого пояснить свой рисунок.
Вопросы к родителям:
- Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?
- Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
- В каком мире вам хочется быть сейчас, почему?
- Как вы думаете, что хотят сказать взрослые детям на вашем рисунке? А что дети хотят сказать взрослым?
- Есть ли на вашем рисунке место конфликту, где?
Ролевая игра «Применение трёх путей в воспитании»
Цель: анализ разных воспитательных подходов родителей в отношении ребёнка, содействие пониманию необходимости использования диалога
в семейном воспитании.
Ход: При помощи цветных фигурок участники объединяются в три группы, каждая из которых выбирает карточку с надписью «Власть», «Уступчивость», «Диалог».
Задание. В соответствии с надписью на карточке придумать проблемную ситуацию в семье и с помощью ролевой игры продемонстрировать её. Каждая группа по очереди разыгрывает проблемную ситуацию в семье, где родители применяют определённый воспитательный подход: «Власть», «Уступчивость», «Диалог». Участники угадывают, какой это был подход и почему именно они так считают. Таким образом участники лучше осознают полученную информацию, понимают особенности каждого подхода, его недостатки и преимущества.
Вопросы для обсуждения
- Как чувствовали себя участники в роли ребёнка, родителей в каждом отдельном случае?
- Как проявляют родители свою любовь к ребёнку в каждом из случаев?
- Что важного в разыгрывании отношений заметили?
- Какие важные выводы вы для себя сделали, анализируя каждый из воспитательных подходов в семье?
Упражнение «Способы выражения недовольства своим ребенком и
способы похвалы».
Родители встают в два круга (внешний и внутренний) лицом
друг к другу. Участники внешнего круга вначале ругают, а затем
хвалят своего партнера (затем они меняются ролями).
Обсуждение:
- что чувствовали в первом и втором случаях?
- чего было больше?
- что было проще?
- что лучше удавалось партнеру?
- конфликт – чья это проблема?
Рекомендации родителям от ребенка
- Слушай меня, чтобы я умел слушать.
- Уважай меня, чтобы я уважал других.
- Верь мне, чтобы я поверил.
- Не унижай меня, чтобы я не унижал.
- Разговаривай со мной, чтобы я умел общаться.
- Прощай меня, чтобы я умел прощать
других.
- Помогай мне, чтобы я стал помощником.
- Не насмехайся надо мной.
- Не игнорируй меня.
- Услышь меня, чтобы я это ощутил.
- Люби меня, чтобы я умел любить.
Информация родителям:
Когда мы, взрослые, сами в силу разных обстоятельств жизни сильно нуждаемся в ребенке, - мы не рискуем им управлять.
Взрослый в жизни ребенка не только друг и партнер, но и наставник и руководитель. И ребенок попытается подвергнуть испытанию на прочность вашу роль руководителя, причем с удивительным мастерством.
Дети испытывают безопасность, если права всех членов семьи защищены благодаря соблюдению определенных границ поведения, т.е. в знании точно определенных пределов заключено ощущение безопасности для ребенка (Д.Добсон).
Лишь разглядев в ребенке того, кто он есть, а не того, кем он должен быть, можно избавиться от подавляющих его индивидуальность требований и ожиданий. Вступить с ним в подлинное, действительное общение, отказавшись от своего непререкаемого «взрослого№ монолога (поучающего, гневного, раздраженного) (А.хараш)Родитель привык считать себя обязанным втискивать ребенка в колею своего выбора, абсолютно лишая этого права саму растущую личность ребенка (В.Зинченко).
Приемы позитивного общения
Приём «Открытие шлюзов» предусматривает следующие высказывания:
- Это интересно, расскажи ещё что-нибудь об этом.
- Ты не хочешь ещё что-нибудь рассказать об
этом?
- Как интересно то, о чём ты говоришь!
- Похоже, ты это здорово прочувствовал!
- Ты хочешь мне об этом рассказать?
Приём «Выяснение» используют для того, чтобы проявить внимание к собеседнику, показать свою заинтересованность в его рассказе. Здесь предлагают следующие обращения:
- ты имеешь в виду, что…;
- ты не мог бы пояснить, как ты понимаешь…;
- я не понял, что ты только что сказал, не мог бы ты объяснить ещё раз.
Приём «Отражение чувств» если необходимо проявить понимание
эмоционального состояния другого человека, можно воспользоваться следующими выражениями.
- кажется, ты очень рад тому, что…
- кажется, ты весьма нервничаешь из-за того, что…
- ты кажешься раздражённым (обиженным).
Подведение итогов тренинга.
- что было наиболее полезным и интересным на тренинге (упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, информация педагога);
- на какие вопросы получили ответы;
- какие вопросы остались неразрешенными; над какой проблемой хотели бы дополнительно поработать в группе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-320951-1386855109.jpg)
"Когда возникают детские страхи?" (Консультация для родителей).
Познакомить родителей с причинами и особенностями возникновения страхов у детей дошкольного возраста, с некоторыми приёмами борьбы со страхами....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-257184-1386339977.jpg)
«Правила конструктивного общения, или чем руководствоваться в затруднительных ситуациях.
«Правила конструктивногообщения,или чем руководствоватьсяв затруднительныхситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/15/picture-797973-1466000023.jpg)
Как помочь своему ребенку научиться разрешать затруднительные ситуации
Многим из нас приходилось становиться свидетелем или участником конфликтной ситуации. Представленные ниже рекомендации помогут родителям научить ребёнка решать затруднительные ситуации так, чтобы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-610577-1426786889.jpg)
Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях
Конфликты между родителями и детьми, пути их решения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-17954-1425749617.jpg)
Конфликты. Как вести себя в конфликтных ситуациях в общении с родителями
Семинар для педагогов (презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-592977-1482325052.jpg)
«Конфликты. Как вести себя в конфликтных ситуациях в общении с родителями»
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективнфм являются такие способы выхода конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из данных стратегий может оказаться в разны...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-162360-1355233730.jpg)
Эссе "Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях"
Советы для родителей как вести себя в конфликтных ситуациях основываясь на анализе психологических форумов для родителей, и статьях по данной теме....