Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Конфликты между родителями и детьми, пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях
Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Самое главное это не избегать их или стараться замять, а постараться правильно их разрешить.
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Очевидно, что дело - в столкновении интересов родителя и ребенка. Особенность таких конфликтов в том, что удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев, т.е. при таком столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих и у родителя, и у ребенка.
Когда начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир. И так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, в котором может «выиграть» только один.
Психологи выделяют целый ряд психологических факторов (причин) конфликтов в отношениях родителей и детей.
Во-первых, к причинам конфликтов между родителями и детьми относят тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Вполне понятно, что дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и детьми относят деструктивность семейного воспитания. Его чертами, как правило, являются следующие характеристики:
- разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
- противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
- опека и запреты во многих сферах жизни детей;
- повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений
Выделяются следующие отклонения в стилях семейного воспитания:
- Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности;
- Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов;
- Воспитание по типу «кумир семьи»;
- Эмоциональное отвержение;
- Повышенные моральные требования;
- Непрогнозируемые эмоциональные реакции;
- Жестокость;
- Противоречивое воспитание.
Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным проблемам воспитания, таким как:
- тревожность, страхи у ребенка;
- высокий уровень агрессивности ребенка;
- низкая адаптация к группе сверстников;
- низкая адаптация к школьным требованиям;
- негативизм одного или обоих родителей;
- систематические нарушения правил и норм поведения.
Безусловно, данные проблемы сопровождаются конфликтами. Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий)
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми психологи называют следующие четыре направления:
- Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
- Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
- Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
- Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Что же делать родителям, чтобы предотвратить конфликт или разрешить уже имеющийся?
- Определить противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.
- Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;
- Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения.
- Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.
В заключение можно сделать выводы:
- Конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.
- Конфликты между родителями и детьми, чаще всего, возникают из-за: типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия (например, эмоциональное отвержение), возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя.
- Профилактика конфликтов в рамках системы отношений «ребенок-родитель должна быть направлена на сглаживание взаимных ошибок при взаимодействии ребенка и родителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии поведения и методы управления в конфликтных ситуациях
Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим смыслом. Каждый человек интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его...
Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"
Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...
Эссе "Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях"
Советы для родителей как вести себя в конфликтных ситуациях основываясь на анализе психологических форумов для родителей, и статьях по данной теме....