Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Иванова Алина Александровна

Конфликты между родителями и детьми, пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Самое главное это не избегать их или стараться замять, а постараться правильно их разрешить.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Очевидно, что дело - в столкновении интересов родителя и ребенка. Особенность таких конфликтов в том, что удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев, т.е. при таком столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих и у родителя, и у ребенка.

Когда  начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир. И так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, в котором может «выиграть» только один.

Психологи выделяют  целый ряд психологических факторов (причин) конфликтов в отношениях родителей и детей.

Во-первых, к причинам конфликтов между родителями и детьми относят тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и  дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в  оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Вполне понятно, что дисгармония семьи — это негативный характер супружеских  отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии  супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье  имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Во-вторых, к причинам или факторам конфликтов между родителями и детьми относят деструктивность семейного воспитания. Его чертами, как правило, являются следующие характеристики:

  • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
  • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
  • повышенные требования к детям, частое применение угроз,  осуждений

Выделяются следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

  • Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности;
  • Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов;
  • Воспитание по типу «кумир семьи»;
  • Эмоциональное отвержение;
  • Повышенные моральные требования;
  • Непрогнозируемые эмоциональные реакции;
  • Жестокость;
  • Противоречивое воспитание.

Перечисленные ошибки воспитания внутри семьи приводят к разнообразным проблемам воспитания, таким как:

  • тревожность, страхи у ребенка;
  • высокий уровень агрессивности ребенка;
  • низкая адаптация к группе сверстников;
  • низкая адаптация к школьным требованиям;
  • негативизм одного или обоих родителей;
  • систематические нарушения правил и норм поведения.

Безусловно, данные проблемы  сопровождаются конфликтами. Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного  характера);
  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных  контактов с родителями, сокрытие информации и действий)

Основными направлениями профилактики  конфликтов родителей с детьми психологи называют следующие четыре направления:

  • Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности  детей, их эмоциональные состояния.
  • Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
  • Подкрепление словесных требований обстоятельствами  воспитательного процесса.
  • Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

         Что же делать родителям, чтобы предотвратить конфликт или разрешить уже имеющийся?

  • Определить противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.
  • Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;
  • Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения.
  • Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.

В заключение можно сделать выводы:

  1. Конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Следовательно, основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.
  2. Конфликты между родителями и детьми, чаще всего, возникают из-за: типа внутрисемейных отношений, деструктивности воспитания, выражающейся в различных ошибках воспитательного воздействия (например, эмоциональное отвержение), возрастного кризиса ребенка, личностного фактора, т.е. свойств и качеств личности, как ребенка, так и родителя.
  3. Профилактика конфликтов в рамках системы отношений «ребенок-родитель должна быть направлена на сглаживание взаимных ошибок при взаимодействии ребенка и родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии поведения и методы управления в конфликтных ситуациях

Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим смыслом. Каждый человек интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определение его...

Семинар-практикум "Общение педагога с родителями и детьми. Разрешение конфликтных ситуаций"

Даны рекомендации по построению адекватного общения педагога с родителями....

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

Эссе "Эффективные стратегии общения родителей и детей в конфликтных ситуациях"

Советы для родителей как вести себя в конфликтных ситуациях основываясь на анализе психологических форумов для родителей, и статьях по данной теме....