Коррекционная работа с гиперактивными детьми
консультация
Что такое гиперактивность? “Гипер...” - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “aсtivus” и означает “действенный, деятельный”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_giperaktivnymi_detmi.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое гиперактивность? “Гипер...” - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “aсtivus” и означает “действенный, деятельный”.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. В первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.
Портрет гиперактивного ребенка
Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: “Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов”. Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
Правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!
Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: “Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Педагог-психолог Трунова Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с гиперактивными детьми.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.Первое направление - ежедневная работа о развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок ( утренней и...
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Приемы модификации детей с гиперактивностью....
Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми
Здесь я расскажу о гиперактивных детях. Дам описание ,что такое гиперактивность. Как правильно построить коррекционную работу с ними....
Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Что такое гиперактивнось? Портрет гиперактивного ребенка. Правила работы с гиперактивными детьми....
Методическая разрабока "Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная...
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми"
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»Признаки гиперактивного поведения детейЧасто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя н...
Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Советы воспитателям.
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен...