Коррекционная работа с гиперактивными детьми
консультация

Щепетнова Елена Николаевна

Что такое гиперактивнось? Портрет гиперактивного ребенка. Правила работы с гиперактивными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Что такое гиперактивность? “Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

Портрет гиперактивного ребенка

        Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: “Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов” (1997, с. 228). Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.

Правила работы с гиперактивными детьми

. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

        Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: “Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

        Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Литература: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»



Предварительный просмотр:

        

                …Поделись улыбкою своей,

        И она еще не раз к тебе вернется…

                        М. Пляцковский

                Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

                Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:

  • Освоение социальных норм выражения чувств;
  • Изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;
  • Развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
  • Формирование высших чувств – интеллектуальных, этических, нравственных.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, то ребенку нравится, на что он сердит или чем огорчен.

По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.

Меняются и внешние проявления эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т.п.

Уже на ранних стадиях психического развития закладывается сопереживание и эмоциональная чувствительность.  Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

        Эмоциональное благополучие, как и ровное и счастливое детство, возможно только в счастливом доме. Больше всего благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

        В контактах с взрослыми ребенок создает себе образ собственного «Я», понятие о котором развивается под влиянием одобрения людей, пользующихся авторитетом в общественной среде. А первые такие лица в жизни ребенка обычно родители. Для формирования собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно, что ведет к снижению его психологического здоровья. Дети, реально оценивающие себя с помощью родителей, учителей осмысливают свои недостатки и по мере возможности их устраняют.

        Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.

Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, жизнь эмоционально ограниченной.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Литература:

1. Кошелева А.Д. М. Эмоциональное развитие дошкольника.

2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с гиперактивными детьми.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.Первое направление - ежедневная работа о развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок ( утренней и...

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Приемы модификации детей с гиперактивностью....

Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми

Здесь я расскажу о гиперактивных детях. Дам описание ,что такое гиперактивность. Как правильно построить коррекционную работу с ними....

Методическая разрабока "Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная...

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми"

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»Признаки гиперактивного поведения детейЧасто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя н...

Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Советы воспитателям.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен...