«Живая старина»
методическая разработка

Латкина Ирина Васильевна

(семинар – практикум для родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_starina.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Живая старина»

(семинар – практикум для родителей)

Цель: Повышение знаний родителей в вопросах приобщения детей к национальной культуре, развитие интереса у них к устному народному творчеству.

Задачи:

  1. Сформировать  у родителей понимания значимости использования устного народного творчества в воспитании детей.
  2. Развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности с использованием малых фольклорных форм.

    Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное значение.

        Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира. Поэтому нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, до умения рассказывать детям сказки и предания своего народа. 

        Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки – это народная мудрость. Все, что пришло к нам из глубины веков, теперь называется народным творчеством. Очень важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

        Вспомним виды фольклорного творчества.

       Колыбельные песни –  песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Родители выполняют задание.

«Исполни колыбельную»

                           «Уж ты котенька - коток, котя - серенький лобок!

     Ты приди к нам ночевать, нашу деточку качать.

                            Уж как я тебе, коту, за работу заплачу:

                            Дам кувшин молока и кусок пирога.

                            Ты же ешь, не кроши, больше, котик, не проси»

        Пословицы и поговорки – их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы. Например: Замечаем на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь».

Родители выполняют задание.

 «Собери пословицу»

(Составить пословицу по карточкам, которые разрезаны  на слоги.)

- Ле  ни  ться да гу  лять доб ра не ви дать

- Вол  ков боя  ться  в лес не хо дить

- Жар кос тей не ло мит

- Без тру да не вы та щишь и рыб ку из пру да

- Ши ло в меш ке не ута ишь

- Че ло век без дру зей что де ре во без кор ней

           Потешки – короткие стишки, предназначенные для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями. Наиболее популярные сюжеты потешек: “Ладушки” (в такт стихам хлопают детскими ладошками, при заключительных  словах ручки разводят и кладут на голову: “Полетели, на головку сели!”); “Сорока” (игра пальцами ребенка имитирует варку каши и раздачи ее детям); “Идет коза рогатая” (жесты взрослого изображают встречу с козой). 

Родители выполняют задание.

«Изобрази потешку»

                                                      «Наши уточки с утра:

           “Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!”

Наши гуси у пруда:

                                                 “Га-га-га! Га-га-га!”

     Наши гуленьки вверху:

                                                 “Гру-гру-гру-гру!”

   Наши курочки в окно:

“Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”

А как Петя-петушок

                                                 Раным-рано по утру

          Нам споет: “Ку-ка-ре-ку!”»

        Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. 

Родители выполняют задание.

                              «Объясни значение устаревших слов»

Молвил, очи, уста, светёлка, веретено, терем, балакать.

        Сказки – из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Родители выполняют задание.

«Ответь на вопросы»

1. В какой сказке хищная рыба исполняла желания? («По щучьему велению»)

2. Чью избушку заняла коза-дереза? (зайчика)

3. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу? (вершки)

4. Кто в сказке «Репка» стоял по счету четвертым? (жучка)

5. Приняла ли предложение цапля выйти замуж за журавля? (нет)

6. Кто влезал корове в одно ушко, а вылезал в другое, и таким образом выполнял трудную работу? (Крошечка-Хаврошечка)

7. Иванушка стал козленочком, попив воды из козьего копытца. А как он превратился опять в мальчика? (три раза перекувыркнулся через голову)

8. Как в  сказке «Три медведя» звали героев? (Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна)

9. Какие продукты попросил солдат у старухи, чтобы сварить кашу из топора? (крупу, масло и соль)

10. На каком музыкальном инструменте играл кот у лисьей избушки, чтобы спасти петушка? (на гуслях)

         Заклички – обращения к природе, животным с просьбой. Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.  Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко – закликать.

Родители выполняют задание.

«Позови солнце»

  «Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

                                                Красное, покажись!»

       Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. 

Родители выполняют задание.

«Отгадай загадку»

Пять братьев, годами равные, ростом разные. (Пальцы руки)

Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок)

Без тела — а живет, без языка — а кричит, никто его не видел, а всякий слышал. (Эхо)

Что с земли не поднимешь? (Тень)

Сначала — блеск, а за блеском — треск, за треском — плеск. (Гроза)

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет. (Дождь)

Летом спит, зимой ест. Тело теплое, а крови нет. (Печь)

          Считалки – вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей.

Родители выполняют задание.

«Золотые ворота»

(С помощью считалки выбирают ведущих для игры.)

           Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

           Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. 

                                                           Музыкальный руководитель И.В. Латкина

Литература:

  1. Гусев В.Е. Жив ли фольклор? // Живая старина. 1995. № 2.
  2. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 1995,№9. 
  3. Новицкая М. «Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 1993. №9. 
  4. Сергеева Д. «А как речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор. Дошкольное воспитание, 1994, №9. 
  5.  Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2004.
  6. Усова А. П. « Русское народное творчество в детском саду» М.   Просвещение,1999 . 

Интернет-сайты:

shkolabuduschego.ru/viktorina/po-skazkam.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа "Живые страницы русской старины "

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творчес...

ООД "Живая старина"

ООД "Живая старина" Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с предметами старины....

Конспект по познавательному развитию в средней группе Тема: "Живое предание старины"

Цель: Расширить знания детей о жизни людей в далеком прошлом....

Живая старина

Методическое пособиеМузыкальная гостиная и фольклорные праздники«Живая старина» для детей старшего дошкольного возраста»...