ООД "Живая старина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лапина Наталья Анатольевна

ООД "Живая старина" Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с предметами старины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhivaya_starina_avtosohranennyy.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе «Живая старина»

  

Цель: познакомить детей с бытом русского народа.

Образовательные задачи: Задачи:

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (рубель, ухват, веретено).

Развивающие задачи:

Развивать связную речь.

Развивать логическое мышление, эстетическое восприятие исторического и культурного прошлого.

Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. 

Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.

Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Материал и оборудование: колокольчик, аудиозапись русских народных мелодий, лента, предметы быта (деревянные ложки, печь, лапти, керосиновая лампа, утюги, веретено, самовар, рубель, ухват), клубок, солёное тесто.

Предварительная работа:

-беседа с детьми на тему:  «Русский народный быт».

-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм»,

-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,

-слушание народных мелодий.

-чтение стихотворений ,загадок, пословиц ,шуток-прибауток.

-заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки,

-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.

-рисование предметов русского быта.

-разучивание русских народных песен.

Ход ООД

Организационный момент

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

И гостям улыбнёмся! (сели, стульчики полукругом у доски)

Вос-ль: ребята, как называется наша страна?

Дети: Россия

Вос-ль: как можно назвать жителей живущих в России?

Дети: Россияне

Вос-ль: молодцы! Кто знает, как в прошлом, давным-давно называлась наша страна? Люди, живущие в ней?

Дети: …

Вос-ль: Ребята, в былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. А вы в каких домах живёте?

Раньше, не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе -из деревянных бревен, топорами. (показ слайда)

Вос-ль: Сегодня мы с вами ненадолго отправимся в прошлое и узнаем, как жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки. Но чтобы попасть туда, нам понадобится вот такой волшебный клубок. Повторяйте вместе со мной! (музыка)

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи!

Вос-ль открывает ширму (горница)

Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в русской избе! В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды.

Ребята, давайте сядем на стульчики, чтобы не мешать друг другу.

Вос-ль: ребята, скажите, какой предмет  один из главных в вашем доме? как вы считаете, какой главный предмет был в избе?

Дети:…

Вос-ль: конечно, печь! «Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей»,«матушкой» ласково называли печь крестьяне, почему? Да, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку… От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.

Вос-ль: какие ещё предметы вы увидели и знаете название? 

Дети:…

Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
Вос-ль:
Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития.

Ложки раньше были деревянными, а вилок вообще не было.

Вос-ль: как вы думаете, для чего этот предмет? Как он называется? (Рубель) 

Дети:

Вос-ль: Рубель использовали для глажки белья. Сейчас мы с вами попробуем погладить сарафан  (с помощью рубеля гладим).

Вос-ль: чем ещё гладили в старину?

Дети: …

Вос-ль: конечно утюгом! Чугунный утюг работал без электричества, его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи и весил 10 кг.

- Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое.

Вос-ль:

-На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник)

-керосиновая лампа

-Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).  

Лапти - это старинная обувь, их плели из лыка- молодого подкорья деревьев. Еще  плели лапти из коры деревьев – березы , ивы.

- Веретено – вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Это было женское занятие и называлось прядение.

 Вос-ль: Есть такая русская  пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Как такое маленькое веретено может всех одеть? (дети пробуют покрутить веретено)

Вос-ль: молодцы!

Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в русскую народную игру.

Р.н игра «Вышел Ваня погулять»

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

Водящий с лентой внутри хоровода движется по кругу

Выбрав пару, протягивает противоположный конец ленты избраннице

Поклонись, поклонись

Да за ленточку держись

Делают поклон друг другу, держась за ленту

Мы считаем 1 - 2 – 3,

Ну-ка ленту подними!

Пара с лентой выходят на середину круга, поднимают ленту вверх.

Под музыку пара бросает ленту, выбегает из круга в любом направлении и произвольно продвигается вдоль игроков за хороводом.

Как только перестаёт звучать музыка, пара забегает в круг, чтобы первым поднять лету. Кто быстрее из них возьмёт ленту, тот и победил.

Все проходят на свои места.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Что стало - что было» (слайды). Кастрюля – чугунок, плита – печь, чайник – самовар, дом – изба, палас – половик, шкаф – сундук, стул – лавка, полотенце – рушник, керосиновая лампа – люстра.

Рефлексия

Вос-ль:

- Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие?

-Что особенно запомнилось?

-Какие новые слова вы узнали?

-Что вам было интересней всего?

- Куда бы вы ещё хотели отправиться?

Ну вот и закончилось наше путешествие в прошлое, и чтобы обратно вернутся, нам понадобиться наш волшебный клубок.

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи! (сели)

Вос-ль: а ещё Русь-Матушка славилась своим гостеприимством, самых дорогих гостей встречали караваем. Вы бы хотели сейчас испечь каравай?

Дети: …

Вос-ль: каравай имел круглую форму, в середину ставили солонку. Каравай украшали листиками, цветами, колосками, а по краю шла красивая косичка. Чтобы украсить край каравая нужно сделать жгутики. Как их можно сделать? (Раскатать на ладони или на доске, а потом сплести в косичку) и т.д.

Вос-ль: какой красивый каравай получился! Молодцы!

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко гляди вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграем в старину

Воспитание фольклором в детском саду...

Старину мы помним, старину мы чтим

мероприятие в форме игры КВН...

КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе

Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...

Буклет " Старину мы помним старину мы чтим "

Консультация для родителей ввиде буклета...