ООД "Живая старина"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
ООД "Живая старина" Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей старшего дошкольного возраста с предметами старины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zhivaya_starina_avtosohranennyy.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в старшей группе «Живая старина» |
|
Цель: познакомить детей с бытом русского народа.
Образовательные задачи: Задачи:
Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (рубель, ухват, веретено).
Развивающие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать логическое мышление, эстетическое восприятие исторического и культурного прошлого.
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.
Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Материал и оборудование: колокольчик, аудиозапись русских народных мелодий, лента, предметы быта (деревянные ложки, печь, лапти, керосиновая лампа, утюги, веретено, самовар, рубель, ухват), клубок, солёное тесто.
Предварительная работа:
-беседа с детьми на тему: «Русский народный быт».
-рассматривание наглядно-методическое пособие: «Русский народный костюм»,
-рассматривание иллюстраций «Предметы быта русской избы»,
-слушание народных мелодий.
-чтение стихотворений ,загадок, пословиц ,шуток-прибауток.
-заучивание пословиц, шуток-прибауток, поговорки,
-чтение художественной литературы: русские народные сказки, рассказы, былины.
-рисование предметов русского быта.
-разучивание русских народных песен.
Ход ООД
Организационный момент
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
И гостям улыбнёмся! (сели, стульчики полукругом у доски)
Вос-ль: ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия
Вос-ль: как можно назвать жителей живущих в России?
Дети: Россияне
Вос-ль: молодцы! Кто знает, как в прошлом, давным-давно называлась наша страна? Люди, живущие в ней?
Дети: …
Вос-ль: Ребята, в былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. А вы в каких домах живёте?
Раньше, не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе -из деревянных бревен, топорами. (показ слайда)
Вос-ль: Сегодня мы с вами ненадолго отправимся в прошлое и узнаем, как жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки. Но чтобы попасть туда, нам понадобится вот такой волшебный клубок. Повторяйте вместе со мной! (музыка)
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи!
Вос-ль открывает ширму (горница)
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в русской избе! В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды.
Ребята, давайте сядем на стульчики, чтобы не мешать друг другу.
Вос-ль: ребята, скажите, какой предмет один из главных в вашем доме? как вы считаете, какой главный предмет был в избе?
Дети:…
Вос-ль: конечно, печь! «Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей»,«матушкой» ласково называли печь крестьяне, почему? Да, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку… От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.
Вос-ль: какие ещё предметы вы увидели и знаете название?
Дети:…
Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
Вос-ль: Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития.
Ложки раньше были деревянными, а вилок вообще не было.
Вос-ль: как вы думаете, для чего этот предмет? Как он называется? (Рубель)
Дети:
Вос-ль: Рубель использовали для глажки белья. Сейчас мы с вами попробуем погладить сарафан (с помощью рубеля гладим).
Вос-ль: чем ещё гладили в старину?
Дети: …
Вос-ль: конечно утюгом! Чугунный утюг работал без электричества, его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи и весил 10 кг.
- Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое.
Вос-ль:
-На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник)
-керосиновая лампа
-Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).
Лапти - это старинная обувь, их плели из лыка- молодого подкорья деревьев. Еще плели лапти из коры деревьев – березы , ивы.
- Веретено – вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Это было женское занятие и называлось прядение.
Вос-ль: Есть такая русская пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно». Как такое маленькое веретено может всех одеть? (дети пробуют покрутить веретено)
Вос-ль: молодцы!
Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в русскую народную игру.
Р.н игра «Вышел Ваня погулять»
Вышел Ваня погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать.
Водящий с лентой внутри хоровода движется по кругу
Выбрав пару, протягивает противоположный конец ленты избраннице
Поклонись, поклонись
Да за ленточку держись
Делают поклон друг другу, держась за ленту
Мы считаем 1 - 2 – 3,
Ну-ка ленту подними!
Пара с лентой выходят на середину круга, поднимают ленту вверх.
Под музыку пара бросает ленту, выбегает из круга в любом направлении и произвольно продвигается вдоль игроков за хороводом.
Как только перестаёт звучать музыка, пара забегает в круг, чтобы первым поднять лету. Кто быстрее из них возьмёт ленту, тот и победил.
Все проходят на свои места.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Что стало - что было» (слайды). Кастрюля – чугунок, плита – печь, чайник – самовар, дом – изба, палас – половик, шкаф – сундук, стул – лавка, полотенце – рушник, керосиновая лампа – люстра.
Рефлексия
Вос-ль:
- Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие?
-Что особенно запомнилось?
-Какие новые слова вы узнали?
-Что вам было интересней всего?
- Куда бы вы ещё хотели отправиться?
Ну вот и закончилось наше путешествие в прошлое, и чтобы обратно вернутся, нам понадобиться наш волшебный клубок.
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи! (сели)
Вос-ль: а ещё Русь-Матушка славилась своим гостеприимством, самых дорогих гостей встречали караваем. Вы бы хотели сейчас испечь каравай?
Дети: …
Вос-ль: каравай имел круглую форму, в середину ставили солонку. Каравай украшали листиками, цветами, колосками, а по краю шла красивая косичка. Чтобы украсить край каравая нужно сделать жгутики. Как их можно сделать? (Раскатать на ладони или на доске, а потом сплести в косичку) и т.д.
Вос-ль: какой красивый каравай получился! Молодцы!
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко гляди вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиграем в старину
Воспитание фольклором в детском саду...
Старину мы помним, старину мы чтим
мероприятие в форме игры КВН...
КОНСПЕКТ НОД «социализация», «здоровье» «Старину мы любим старину мы чтим» в подготовительной группе
Цель. Развитие физических качеств детей, через русские народные подвижные игры ЗадачиНародные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил п...
Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»
Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)
Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...
Буклет " Старину мы помним старину мы чтим "
Консультация для родителей ввиде буклета...