Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"
Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей 3-4 лет посредством игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома" | 67.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Керчи
«Детский сад №14 «Кораблик»
Мастер-класс для родителей. Тема: «Звуковая культура речи детей 3-4 лет в детском саду и дома». Подготовила и провела: Белых А.В.
Цель мероприятия:
- развивать сотрудничество педагогов, родителей воспитанников путем расширения их педагогических, психологических и логопедических знаний;
- демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет звуковой культуры речи, показать важность участия семьи в логопедической работе;
Задачи:
- Дать информацию родителям о речи, ее значении во всестороннем развитии ребенка; повышать компетентность родителей в развитии и воспитании ребенка;
- пробудить интерес родителей к педпроцессу в ДОУ ;
- повышать компетентность родителей в области логопедии;
- раскрыть содержание и значение работы детского сада по развитию звуковой куль= туры речи детей;
- повысить компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания , фоне-матического слуха, мелкой моторики, артикуляционного аппарата у детей дошкольно-го возраста;
- познакомить с правилами организации и предоставить родителям практические рекомендации по использованию артикуляционной гимнастики, игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, мелкой моторики, игрового самомасса-жа, которые можно проводить в домашних условиях;
- познакомить родителей с разновидностями дидактического материала для разви-тия звуковой культуры речи и методической литературой по теме;
- продолжить работу по взаимодействию с родителями.
Предварительная работа:
- составление конспекта;
- подбор материала из интернета для создания презентации;
- создание презентации;
- информирование родителей о предстоящем мероприятии;
- фотосессия детей в режимных моментах;
- экспресс-интервью; (анкета)
Информативно-техническое обеспечение: информационные буклеты, папки–пе-редвижки, выставка методических пособий, литературы, дидактических игр, муль-тимедийная установка, компьютер.
Материал на каждого участника: зеркала настольные, шумовые коробочки, пла-точки, прищепки, кольца су-джока, заготовки для изготовления игрушки для развития дыхания, ножницы, скотч, клубок.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
СЛАЙД № 1 ( слова)
Воспитатель: Уважаемые родители, мы очень рады вас видеть на нашей встрече, компасом которой будут служить следующие слова:
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива!
Итак, сегодня мы будем говорить о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи, речи наших детей.
СЛАЙД № 2 (Игра: «Продолжить фразу: «Мой ребенок начал говорить…»)
Воспитатель: Я хочу предложить вам ,передавая друг другу клубочек, продолжить фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .» . Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1года 2 мес. Это является физиологической нормой.
СЛАЙД № 3 (Игра: «Вопрос-ответ»)
Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы:
1.Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил?
Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
2.Теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно?
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.
3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небо-льшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?
В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 3-4 лет.
Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.
СЛАЙД № 4. (Вопрос: «Для чего нам нужна речь?»)
Воспитатель: А зачем нам нужна речь? Накануне нашей встречи вам было пред-ложено ответить на вопрос «Для чего нам нужна речь». Были получены такие ответы:………..
СЛАЙД № 5. (Картинка с детьми)
Воспитатель: Речь – это двигатель развития ребенка. Навык правильной речи, как и все навыки, приобретаются в семье.
СЛАЙД № 6. (Задачи развития речи)
Воспитатель: То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
СЛАЙД № 7. (Факторы развития речи)
Воспитатель: Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка – это цель, к которой мы вместе должны стремиться. Хорошо развитая речь способствует успешному обучению в школе, влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравст-венному воспитанию. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера. Вопрос к родителям: Почему? ( не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.) При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Поэтому необходимо целенаправленное обучение для создания у детей ин-тереса к родному языку и способствованию творческого отношения к речи. Что зна-чит «целенаправленное обучение»? Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деяте-льности , в повседневной жизни. Родители создают интерес к родному языку через общение в игре, на прогулке, в повседневной жизни, во время чтения художествен-ной литературы и т.д.
В чем же заключается работа по развитию речи дошкольников?
СЛАЙД № 8. (Компоненты развития речи)
Воспитатель: Основными направляющими развития речи являются
- формирование звуковой культуры речи,
СЛАЙД № 9. (Обогащение словаря)
- обогащение словарного запаса, - формирование грамматического строя речи,
СЛАЙД № 10. ( Задачи по граммстрою)
- обучение рассказыванию, связной речи.
СЛАЙД № 11. (Задачи связной речи)
Воспитатель: Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограни-ченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке.
СЛАЙД № 12. (Задачи по звуковой культуре речи)
Воспитатель: Поэтому тема нашего разговора сегодня: «Звуковая культура речи детей 3-4 лет в детском саду и дома».
Показателями развития детей 3-4 лет на конец года являются:
- совершенствование умений правильно и четко произносить гласные звуки ( а, о, у, ы, и) изолированно, в словах и фразовой речи;
- правильное и четкое произношение некоторых согласных звуков (м-п-б-т-д-к--н-х-ф-в-с-з-ц) изолированно, в словах и фразовой речи;
- умение произвольно регулировать силу голоса (тихо – громко), темп речи (быстро–медленно), речевое дыхание;
- использование выразительных средств речи – темп и ритм, пауз, разнообразных интонаций;
- понимание значения терминов «звук» и «слово».
СЛАЙД № 13. (Направления развития речи. Игровые технологии)
Воспитатель: Какие же приемы помогают ребенку говорить четко и правильно? Для успешного становления речи необходимо использовать следующие направления - игровые технологии:
- на развитие артикуляционного аппарата;
- для развития речевого дыхания;
- для развития мелкой моторики;
- для развития общей моторики;
- на развитие фонематического слуха.
Я предлагаю вашему вниманию занятие по развитию речи, где вы увидите весь ком-плекс заданий и упражнений по формированию правильного произношения звука З.
СЛАЙД № 14. (Звуковая культура речи Звук З)
КОНСПЕКТ НОД. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК (З).
Цель: знакомство со звуком З.
Задачи:
Обучающие:
• Уточнить произношение звука «з»;
- Отрабатывать произношение изолированного звука «з» в слогах, словах, фразах;
- Учить выделять звук «з» в словах на слух, интонировать его в слове.
- Отрабатывать правильное употребление существительных множественного числа в именительном падеже, существительных с числительными;
Развивающие:
- Развивать интонационную выразительность речи. Учить передавать голосом различные оттенки чувств (веселые, сердитые);
Развивать фонематический слух детей;
- Развивать внимание, мышление, связную речь;
- Развивать двигательную координацию;
- Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи;
- Формирование интереса к НОД;
Ход НОД:
Организационный момент. (дети заходят в группу, становятся в полукруг)
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья!
Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и радостным.
Воспитатель: (представить игрушку-перчатку Зайца) К нам в гости прискакал зай-чик, он к нам добирался из самого леса. Здравствуй, зайчик! Что такое? Почему ты все время оглядываешься и так дрожишь? Не гонится ли за тобой лиса? Мы сейчас с ребя-тами посидим тихонечко и прислушаемся: какие звуки вы слышите?
Игра: «Тишина»
Воспитатель: Но Зайка говорит ,что ему все равно страшно. Он слышит какие-то зву-ки и поэтому боится. Не бойся, Зайка. Наши дети тебе помогут определить, что звучит.
Игра: «Что звучит?»
Воспитатель: Вот видишь, Зайка - это колокольчик звенел, погремушка шумела, да бумага шуршала. Здесь тебя лиса ни за что не найдет, успокойся и поиграй с нами. Когда звенит колокольчик- покружимся, как волчки, а когда гремит погремушка – попрыгаем, как зайчики.
П/и: «Послушай и покажи»
Воспитатель: Зайка, расскажи, почему ты к нам пришел?
Зайка: Я спешил, спешил, спешил,
Звук с собою притащил.
Учить вас буду говорить.
Воспитатель: С каким же звуком ты нас познакомишь?
Зайка: Вы сами догадаетесь.
Воспитатель: Ребята, зайчик предлагает помочь ему. Посмотрите на картинку.
Отдохнуть на травке зайка под ромашкой захотел , но его спугнул звоном назойливый комар. Давайте поможем зайке, прогоним рукой комара и отгадаем, с каким звуком Зайка хочет нас познакомить.
Игра: «Прогони комара»
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Ребята, так с каким звуком нас познакомит Зайка? Со звуком З!
Зайка: Будем весело играть.
Воспитатель: Постой, Зайчик, чтобы правильно научиться выговаривать любой звук – нужно потренировать свой язычок. Поэтому мы с ребятами проведем гимнастику для язычка.
СЛАЙД № 15. (Артикуляционная гимнастика)
Воспитатель: И ты вместе с нами.
СЛАЙД № 16 - 24. ( Упражнения артикуляционной гимнастики)
Воспитатель: Свое дыхание мы тоже должны настроить. Покажем Зайке , как мы можем произносить гласные звуки быстро и медленно.
Игра с движениями: «Быстро-медленно»
Воспитатель: А сейчас нас ждут тренажеры для дыхания. Следим за вдохом через нос, выдохом через рот. Губы свернуть трубочкой.
Игра: « Сдуй фигурку»
Воспитатель: А теперь мы готовы поиграть со звуком З.
СЛАЙД № 25-26. ( Интерактивная игра на автоматизацию звука З)
Воспитатель: Хорошо мы справились с заданиями, а теперь выходите на ковер, поиг- раем вместе с Зайчиком в игру .
П/и:«Мы по лесу идем»
(Дети берутся за руки и ходят по кругу, приговаривая): Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Заяц! Заяц!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается, Тихо: «Заяц! Заяц!»
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Змею громко позовем:
«Змея! Змея!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Змея! Змея!»
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Дикобраза громко позовем:
«Дикобраз! Дикобраз!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Дикобраз! Дикобраз!»
Воспитатель: Никого мы в лесу не нашли. Зайка, хочешь мы про тебя стишок расска-жем?
(дети садятся на стулья)
Массаж рук шариком су-джок.
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Воспитатель: Скоро лето, дети будут ходить на море: загорать, купаться. Но в воде нужно быть очень осторожным. Там могут повстречаться медузы.
Пересказ рассказа «Медуза»
( по картинкам – опорам)
Медуза.
Зина и Лиза были на море. Зина увидела в воде прозрачный зонтик и показала его Лизе. «Это не зонтик, это медуза, – говорит Лиза Зине. – Медузы бывают разные: маленькие и огромные, безобидные и ядовитые. Поэтому нельзя брать медузу в руки.
∙ Вопросы и задания:
Где были Зина и Лиза?
Что Зина увидела в воде?
Кому Зина показала прозрачный зонтик?
Что сказала Лиза Зине?
Какие бывают медузы?
Почему нельзя брать медузу в руки?
Воспитатель: Если ты , Зайчик , захочешь побывать на море, помни это правило. Зай-ке пора отправляться домой, в лес. Спасибо тебе за то ,что к нам пришел и научил ре-бят правильно произносить звук З. До свидания! До новых встреч!
(дети уходят)
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
СЛАЙД № 27. (Направления становления речи)
Воспитатель: Итак, на занятии вы могли увидеть в действии следующие игровые технологии , я хотела бы остановиться на некоторых из них более подробно, т.к. они могут использоваться в домашних условиях.
СЛАЙД № 28. ( Речевое дыхание )
Воспитатель: И гровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
В развитии речи детей правильное речевое дыхание играет немаловажную роль. Речевое дыхание — это способность человека в процессе речевого высказывания сво-евременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Но дыхание ребенка имеет свои особенности: чем меньше ребенок, тем меньше жизненная емкость легких, а потребность в кислороде велика, поэтому детское дыхание такое частое и поверхностное. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, чет-кого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же, проводится в игровой форме.
СЛАЙД № 29. ( ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ)
Воспитатель: Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный конт-роль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
В домашних условиях можно устроить «незаметную», но действенную дыхательную гимнастику: выдувать мыльные пузыри, пускать кораблики в тазике с водой и т.д..
СЛАЙД № 30 - 32. (С НАШИМИ ДЕТЬМИ и названиями игр).
Интересная игра «Прятки». Спрятать картинку за нарезанной бумагой, манкой и пред-ложить ребенку подуть и узнать, что спряталось. Особенно ценна игрушка, которая будет сделана своими руками. Предлагаю сейчас собрать супер-скоростную космичес-кую ракету.
СЛАЙД № 33 . (Мастерская «Игра на дыхание»)
(ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ)
СЛАЙД № 34. ( Артикуляционная гимнастика )
Воспитатель: Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность. Они подоб-раны в комплексы, каждый из которых готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю. т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
СЛАЙД № 35. («Для чего нужна артикуляционная гимнастика» )
Воспитатель: Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гим-настикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правиль-но, без помощи специалиста.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правиль-но, четко и красиво.)
Воспитатель: Сейчас предлагаю ответить на тестовые вопросы на знания органов артикуляции. Ответьте на несколько вопросов
СЛАЙД № 36. ( Тест: «Органы артикуляции»)
-назовите главный артикуляционный орган (ЯЗЫК)
-назовите части языка (КОНЧИК, СПИНКА, КОРЕНЬ, БОКОВЫЕ КРАЯ)
- какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (ЯЗЫК, ГУБЫ, ЗУБЫ, НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ, ТВЕРДОЕ НЕБО, ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ, НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ)
-как образуется голос (В ГОРТАНИ СМЫКАЮТСЯ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ)
СЛАЙД № 37.( Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики)
Воспитатель: Чтобы правильно объяснить и показать упражнения артикуляционной гимнастики ребенку, у самого родителя должен быть выработан навык четкого его произнесения. Сейчас мы и потренируемся.
СЛАЙД № 38. ( Практикум для родителей)
Воспитатель: Учимся выполнять упражнения:
СЛАЙД № 39 – 43. (Видео артикуляционной гимнастики)
СЛАЙД № 44. ( Пальчиковая гимнастика.)
Воспитатель: Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу разви-тия мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тон-кие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук .
Пальчиковые игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи . Еще во II веке до нашей эры в Японии было известно о влиянии действий руками не на разви- тие головного мозга человека.
Японцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют те- ло и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начи-ная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Японии применяется пальчико-вая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно свя-заны с мозгом посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!
1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).
2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с боль-шим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай пере-бирать в руках грецкие орехи)
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потира-ют руки при обслуживании докучливых клиентов)
Воспитатель: Ну, а что же наши предки? Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-ро-гатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммунности-мулирующий эффект — это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
Заряд положительных эмоций — это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр. На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
СЛАЙД № 45. ( С РУКОЙ И НАЗВАНИЯМИ ЗОН)
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указатель-ный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Уважаемые родители, я порошу вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру « Сорока-белобока».
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.
Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.
Второй этап. Дальше, внимание, не всё так просто!
Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.
Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.
Затем - средний, он стимулирует работу печени.
Затем - указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, по-вышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недо-статочно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятель-ность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.
СЛАЙД № 46. ( Правила выполнения пальчиковой гимнастики)
Воспитатель: А сейчас повторим все вместе, приготовились. Молодцы, хорошо постарались.
Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решай-те, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
– Конечно, пальчиковую гимнастику нетрудно найти в литературе и Интернете. Но можно и самим придумывать. Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в паль-чиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциона-льной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.
СЛАЙД № 47 .( Средства развития мелкой моторики)
Воспитатель: Упражнения на мелкую моторику разнообразны. Особенно интересны, когда используются предметы.
Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек)
«Котёнок кусается»
Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательно-го к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.
Сильно кусает котёнок глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
СЛАЙД № 48 – 49. ( «Игры на развитие мелкой моторики» с детьми)
Воспитатель: Еще один способ профилактики и активизации речи ребенка – Су-джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики».
СЛАЙД № 50. ( Су - джок-терапия)
Воспитатель: Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.
Пальчиковая игра с пружинками«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я.
(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)
Вот и вся семья!(кольцо в центре ладони, сжатие в кулаке и разжатие всех пальцев одновременно) .
СЛАЙД № 51. ( Фонематический слух))
Воспитатель: Фонематический слух – это способность различать и выделять звуки .Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слу-хового внимания и слухо-речевой памяти. У ребёнка развивают умение слышать зву-чащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста. Прежде всего, выясните, как ваш малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие несложные игры:
1. Предложите малышу повторить за Вами слоги:
са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа.
- Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
- Предложите ему выбрать нужную картинку среди: жук - сук; бом - сом; мишка - миска; коза - коса; лужа - лыжа.
- Рассказать о значении слов: "Что такое лужа и что такое лыжа?"
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
- Предложите ребенку повторять сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;
- Повторять сходные слова: Маша - Даша - каша; тень - день; день - пень; бек - лак - мак - так - рак; жук - лук - сук - тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонемати-ческого слуха.
СЛАЙД № 52. ( Если нарушен фонематический слух)
Если фонематический слух не развивать, то речь у таких детей будет смазанная, неразборчивая. В школе на письме они будут заменять одни буквы другими, не допи-сывать окончания слов, пропускать буквы или писать в слове лишние т.к. письменная речь строится на основе устной.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
1. Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игры: "Угадай, что звучало", "Шумящие мешочки", "Волшебная палочка", "Жмур-ки", "Похлопаем", «Угадай что звучит?» Предлагаю и вам поиграть в игру, которая называется: «Ритмический рисунок» с шумовыми коробочками.( Выполнение задания)
2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Игры: «Прогони комарика», «Угадай, кто позвал?», «Теремок», "Узнай свой голос", "Громко-тихо", "Три медведя".
Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется : « Произнеси по-разному». Прочитайте строчки стихотворения с разной интонационной окраской:
1.- Надменное негодование: Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж и его ежиха.
2. - Лесть и подобострастие: Серый еж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
3. - Со злостью: Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек:
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
4. - Сожаление, укоризна: Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ.
5. - Весело: В дом лесной вернутся еж,
Ежик и ежиха,
Если сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
3. Различение слов, близких по звуковому составу:
Игры: "Слушай и выбирай" (сходные по звучанию слова), "Верно-неверно" (замена первой буквы), «Исправь слово» (показ картинки и четкое называние слова, повторное называние слова то правильно, то неправильно, ребенок хлопает в ладоши при непра-вильном варианте: БУМАГА-ПУМАКА-БУМАКА).
Предлагаю поиграть в игру: «Пары слов»: нужно придумать слово, которое отличается первым звуком и назвать его- ЛУК-СУК, ПЕЛ-МЕЛ, САЛАТ-ХАЛАТ, МИШКА-ШИШКА, ДУБ-КУБ, РУКА-МУ-КА.
4. Различение слогов.
Игры: "Похлопаем" (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, "Что лишнее?" ("па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа")
5. Различение звуков .Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр… Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает. Сюда относятся различные игры на выделение заданных звуков из потока речи.
6. Анализ звукового состава слова.
Воспитатель: Как живо, весело и интересно проходят игры! Их про ведение создаст и в Вашем доме атмосферу заинтересованности, поднимет настроение.
Мы играли! А в игре и сложное становится доступным. Самое главное, верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!
СЛАЙД № 52. ( Стихи)
Итог обыденной работы -
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рождённый вдохновеньем!
Благодарю за сотрудничество!
Творческих всем успехов!
Воспитатель: Я благодарю всех родителей за участие в нашем совместном меропри-ятии . Надеюсь, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи. Предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж наст-роения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. А чтобы все это не ушло от нас, их надо крепко-накрепко соединить в апло-дисменты. Пусть дети радуют вас своими успехами1 До новых встреч!
Упражнение «Аплодисменты»
СЛАЙД № 54 .( Спасибо за участие!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи"
Цель данной работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.- подготовка детей к усвоению чтения; - обучение детей умению подбирать слова с за...
Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по развитию звуковой культуры речи Тема: « Домашние животные» ( Средняя группа)
Материал может быть полезен воспитателям детей среднего дошкольного возраста....
Мастер-класс для воспитателей по развитию звуковой культуры речи детей
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее развития. Именно в этот период речь...
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи детей "Со звуками играем - речь развиваем"
Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи детей....
Методическая разработка образовательной деятельности в средней группе. Звуковая культура речи: звук (ч)
Звуковая культура речи: звук (ч)...
Семинар – практикум для родителей: «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей»
Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет....