"Формирование предпосылок УУД в ДОУ"
методическая разработка
Выступление на мастер-классе "Готовимся к школе вместе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_master-klasse_portnova.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Готовимся к школе вместе»
Выступление по теме: «Формирование предпосылок УУД в ДОУ»
Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.
Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе.
Умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер формируются в процессе познавательной деятельности.
А так же развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь.
Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
- Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
- Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Что же такое универсальные учебные действия?
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный; 2) регулятивный;
3) познавательный; 4) коммуникативный.
В ФГОС ДО п. 1.8. Стандарт включает в себя требования к: результатам освоения Программы.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
п. 4.6, 4.7 целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Личностные УУД
– внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение - самоопределение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
– смысл и мотивация учебной деятельности – смыслообразование (какое значение смысл имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Регулятивные УУД
– умение сохранять заданную цель - Целеполагание;
– умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей - Планирование;
– умение видеть результат своей деятельности - Прогнозирование;
– умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу - Контроль;
– умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого - Коррекция;
– умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника - Оценка;
Предпосылками регулятивных УУД являются:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение работать по инструкции взрослого;
- умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД
- Ориентировка в пространстве и времени;
- Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
- Умение работать по заданному алгоритму;
- Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
Информационные
- Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- Умение работать по иллюстрациям.
- Умение работать по книге;
- Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
Логические
- Классификация
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Обобщение
- Сериация
- Сернация
- Исключение лишнего
- Подбор подходящего
- Установление причинно-следственных связей и др.
- Использование знаково-символических средств
- Моделирование
Предпосылками познавательных УУД являются:
- навыки сформированности сенсорных эталонов;
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- умение выделять существенные признаки объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение ориентироваться в книге;
- умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
- умение находить нужную страницу;
- умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
- умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
- Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
- Владение невербальными средствами общения;
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
Портрет выпускника ДОУ
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательный, активный (личностные результаты).
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Эмоционально отзывчивый (личностные результаты).
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) .
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).
Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Подготовила: Портнова Е.А., старший воспитатель высшей кв. категории, педагог-психолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статья раскрывает актуальную проблему формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...
Формирование предпосылок сюжетно – ролевой игры у детей раннего возраста
эксперементальный опыт игровой деятельности...
Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"
Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...
«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области основы безопасности»
Опытно экспериментальная работа на тему:«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области о...
Обеспечение преемственнисти между школой и ДОУ по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования.
Только тесное сотрудничество , партнерские отношения, общие цели дадут положительные результаты....
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности
О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...