Сказкотерапия в работе с дошкольниками
консультация

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_rabote_s_doshkolnikami.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти   в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему сказку или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.

Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.

Что такое сказкотерапия?

- это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;

- это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

- это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

- это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

- это процесс экологического образования и воспитания ребенка;

- это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.

Цели и задачи сказкотерапии:

Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

Стимулирование творческого самовыражения.

Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

Выявление и поддержка творческих способностей.

Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Преимущество сказок для личности ребенка:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Неопределенность места действия главного героя.

Образность языка. Кладезь мудрости.

Победа Добра. Психологическая защищенность.

Наличие Тайны и Волшебства

Принципы работы со сказками:

1. Принцип осознанности.

2. Принцип реальности

3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).

4. Принцип многогранности.

5. Принцип связи с реальностью.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:

  1. Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: "Курочка - ряба", "Репка", "Волк и семеро козлят", "Гуси - лебеди", "Колобок", "Маша и медведь" и другие.

2. Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.

3. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказкахабстрактные для ребёнка символы : буквы, цифры становятся одушевлёнными.

4. Психокоррекционные сказки создяются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение

5. Медиативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медиативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.

6. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками:

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод  - словесная режиссерская игра).

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование).

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением ге­роев. Например, для анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопро­сов:

• Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

• Кто из героев вам больше всего понравился (не понравил­ся)? И др. …

•  Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

•  Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?

•  Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка?

•  Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фан­тазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвую­щих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

3. Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нра­вится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописы­вая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребе­нок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему со­стоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряже­ния.

4. Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведе­ние куклы максимально выразительным. Работа с куклами по­зволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, ко­торые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе по­зволить проявить.

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе педагог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее ре­шения. Она дает возможность отреагировать на значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Использование сказкотерапии в обучении детей развивает:

- активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;

- самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;

- творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

- эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

- произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

- связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Сказкотерапия для гиперактивных детей

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.

Сказкотерапия детских страхов

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.

Сказкотерапия для малышей и развитие речи

Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать малышу сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для повторения диалогов.

 Читайте детям сказки на ночь! Обсуждайте их! Поверьте, особый настрой перед сном способствует более полному восприятию прочитанного, дает время на обдумывание затронутых в разговоре тем, лучше закладывается в подсознание ребенка. Когда у Вас не ладятся отношения с сослуживцами, задумайтесь, на какую сказочную ситуацию это похоже и каким образом она разрешалась героями в сказке…

Секреты Вашего счастья – в Ваших руках, и все мудрецы мира не смогут Вас научить так, как это сделаете Вы сами, отыскав ключик к своей душе! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор...

"Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Достоинства сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста....

Сказкотерапия при работе с дошкольниками

Сказкотерапия при работе с дошкольникамиВ настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка,...

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Консультация "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"

Сказка - особый способ освоения мира, позволяющий ребенку в специфической форме понять и систематизировать знания...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками.

Влияние сказок на детей-дошкольников....