"Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
статья по теме
Достоинства сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_statya.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия. Этот способ является одним из самых универсальных и доступных для детского восприятия. В ходе занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
- Неопределенность места действия главного героя.
- Образность языка. Метафоричность языка.
- Победа Добра. Психологическая защищенность.
- Наличие Тайны и Волшебства.
Самое большое, что может "позволить себе" жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В этом смысле противоположностью сказки является басня. В сказке никто не учит ребенка "жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.
Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через сочинение сказок), тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят родителей почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь хочется восстановить пережитые эмоции и ощущения.
Наиболее эффективна сказкотерапия в дошкольном и младшем школьном возрасте, именно в это время у ребёнка очень сильно развит механизм идентификации, т.е. эмоционального объединения себя с персонажем. Дети присваивают любимому герою свои нормы, ценности и проблемы. При помощи ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются разные выходы из сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Ребёнок может фантазировать, мечтать и, «примеряя» на себя сказочные образы рыцаря, принцессы, жадной старухи у корыта, трусливого зайчишки, учиться проигрывать реальные жизненные ситуации. Но к распределению ролей нужно подходить избирательно. Например, на роль короля, королевы или принцессы нужно выбирать ребёнка с заниженной самооценкой, т. к. дети в ходе игры будут говорить: «Ты самый лучший король!», «Ты самая красивая принцесса!» На роль трусливого зайчишки нужно выбирать робкого мальчика или девочку, т. к. ребёнок через движения и жесты должен будет рассказать о своих страхах, а остальные участники советами и действиями помогают ему справиться с неуверенностью и поверить в себя.
Сказкотерапия позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.
Занятия с детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего или потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном. Сказкотерапия – это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который, благодаря своей сказочной форме, расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружающим миром и формирует позитивное отношение ребёнка к своему «Я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия в работе с дошкольниками
В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор...
Сказкотерапия при работе с дошкольниками
Сказкотерапия при работе с дошкольникамиВ настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка,...
Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Консультация для родителей "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...
Консультация "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Сказка - особый способ освоения мира, позволяющий ребенку в специфической форме понять и систематизировать знания...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками.
Влияние сказок на детей-дошкольников....
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...