Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
статья
Многие родители слышали о том, что очень важно развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают, для чего это необходимо.
В последнее время на упаковках детских игр и игрушек все чаще можно встретить такую надпись: „Развивает мелкую моторику рук". Эта фраза наверняка знакома большинству родителей. Давайте разберемся, чем же обусловлено повышенное внимание к этой проблеме? Под термином „мелкая моторика рук" подразумеваются слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук. Их координированные движения необходимы не только в дальнейшей жизни ребенка для выполнения повседневных заданий. Ученые, исследующие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Развитая мелкая моторика рук способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. При этом важно помнить и о зрительно-моторной координации, так как для слаженных движений рук необходим контроль зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_rannego_vozrasta.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Многие родители слышали о том, что очень важно развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают, для чего это необходимо.
В последнее время на упаковках детских игр и игрушек все чаще можно встретить такую надпись: „Развивает мелкую моторику рук". Эта фраза наверняка знакома большинству родителей. Давайте разберемся, чем же обусловлено повышенное внимание к этой проблеме? Под термином „мелкая моторика рук" подразумеваются слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук. Их координированные движения необходимы не только в дальнейшей жизни ребенка для выполнения повседневных заданий. Ученые, исследующие деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Развитая мелкая моторика рук способствует успешному развитию речи, поскольку речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. При этом важно помнить и о зрительно-моторной координации, так как для слаженных движений рук необходим контроль зрения.
Первый этап
Развитие точных согласованных движений предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук.
К сожалению, о проблемах с координацией движения и мелкой моторикой большинство родителей узнают довольно поздно, уже на пороге школы, особенно если ребенок поступает в привилегированное учебное заведение и проходит тестирование. Чтобы не столкнуться с такими трудностями, уделите внимание развитию мелких движений рук, пока ваш кроха еще совсем мал.
Начиная с третьего месяца жизни ребенок учится сосредотачивать внимание на игрушках, рано или поздно хватая их руками. С этого момента можно говорить о начале развития мелкой моторики рук.
Развитие захвата и манипулирования предметами проходит в три этапа. Сначала малыш хватает предмет всей кистью (кулачком). Затем для удержания он использует большой, средний и указательный пальцы (захват щепотью). Постепенно совершенствуясь, он переходит к захвату большим и указательным пальцами (так называемый захват пинцетом), что позволяет брать и удерживать мелкие предметы.
Очень важные события
Известный педагог-гуманист Мария Монтессори в своей теории о сензитивных периодах (наиболее благоприятных моментах особой восприимчивости детей к определенным видам деятельности) указывает в том числе три сензитивных периода, имеющих непосредственное отношение к развитию мелкой моторики рук. Так, известный итальянский педагог Мария Монтессори определяет сензитивныи период развития детской речи от 0 до 6 лет. Причем в этом периоде она отмечает два важных события. С 1 года до 2, 5 лет происходит лавинообразное расширение словаря ребенка.
А в 4-4, 5 года малыш начинает осваивать письмо, при условии косвенной подготовки его интеллектуальных способностей и достаточно развитой моторики. Сензитивный период восприятия мелких предметов проходит от 1, 5 до 5, 5 лет. В таком возрасте кроха манипулирует пуговицами, бусинками, доставляя немало хлопот и тревог родителям. Не упустите эту блестящую возможность позаниматься совершенствованием слаженных движений пальцев и кистей малыша. Нанизывание бусинок, плодов каштана на нитку, сборка конструктора „Лего" и игрушек из „Киндер-сюрприза" помогут вам не только занять ребенка, но и развить его ручки. Сензитивный период развития движений и действий (включающий в себя, собственно, и развитие мелкой моторики рук) длится от 1 года до 4 лет.
Вы спросите, к чему здесь подобные научные выкладки? Это сделано для того, чтобы еще раз подчеркнуть тот факт, что внимание такой важной проблеме стоит уделить задолго до поступления ребенка в школу. А последствиями слабо развитой моторики могут стать неспособность детей обслуживать себя в повседневных занятиях, неготовность к письму и задержка речевого развития.
Способы развития мелкой моторики
Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проходят в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.
Массаж
Массаж можно практиковать для развития моторики как самых маленьких ребят, так и уже подросших школьников. Желательно массировать и разминать руки перед тем, как приступать к основным упражнениям.
Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики малыша. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Со временем ребенок научится делать такую разминку без посторонней помощи.
Также Вы можете использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.
Можно соорудить импровизированные «бассейны»: емкости с песком, крупой, крышками или маленькими мячиками. В этой бассейн малыш должен опускать руки и водить ими, перебирать элементы наполнителя пальчиками, перемешивать содержимое.
Гимнастика для рук
Как же можно совершенствовать мелкие движения рук, не обладая определенными педагогическими навыками? Прежде всего вам на помощь придут развивающие игры и игрушки. Разные по форме и фактуре игрушки провоцируют ребенка на разные виды захватов, достигая намеченной цели. С девятого месяца жизни малыша можно начать заниматься с ним пальчиковыми играми, простейшими из которых являются знакомые всем „Ладушки" и „Сорока-белобока".
Мамы, старающиеся оградить своего карапуза от тягот домашнего труда и избавляющие его от усилий одеваться самостоятельно (дабы не опоздать с утра в детский сад), совершают большую ошибку. Стирка руками, мытье посуды и полов, чистка ботинок и картофеля, зашивание одежды, завязывание шнурков — настоящая гимнастика для рук!
Поэтому ни в коем случае не избавляйте своего кроху от домашних дел. И не идите на компромисс со своей ленью, покупая ребенку ботинки на липучках!
Не стоит умалять и таких видов деятельности в детском саду, как аппликация, лепка, рисование, оригами и т. д. Приятно проводя время за этими занятиями, детишки незаметно для самих себя получают ценнейшие навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и учебе. Если таких занятий в вашем саду не проводится, следует поинтересоваться, почему они отсутствуют.
Игра на музыкальных инструментах, печатание на компьютере, все виды рукоделия также внесут свою лепту. Если же вы — явный сторонник развивающих программ и предпочитаете, чтобы с вашим малышом занимались опытные педагога, обратите внимание на систему Марии Монтессори. Перебирание и пересыпание крупы, переливание жидкости, полировка предметов, освоение разных видов застежек — занятия, на которых ваш малыш не только получит удовольствие и практические навыки, но и еще одну возможность совершенствования мелкой моторики рук!
Пальчиковые игры
Подобные игры заключаются в том, чтобы ребенок изобразил при помощи кистей рук и пальцев определенные предметы, тем самым развивая координацию движений.
Очки. Ребенок может делать круги сначала с помощью всего кулачка, а потом только большими и указательными пальчиками, подносить «очки» к глазам и т.д.
Стул и стол. При помощи кулачка и ладошки изображается стул, затем меняется положение рук. Затем стул можно изображать одной рукой.
Лодочка. Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать.
Ножницы. Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.
Игры-шнуровки и одевашки
В магазинах можно приобрести специальные книжки-развивашки с элементами застежек: молнии, липучки, пуговицы, заклепки, шнурки и т.д. При желании их можно сделать самостоятельно. Работая с такими обучающими книгами ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.
Также малышам предлагают специальные наборы для вышивки, в которых вместо ниток используются шнурки. Так ребенок может делать поделки, «шить» сумочки, кошелечки и т.д. Особенно такие игрушки нравятся девочкам.
Пальчиковые краски
Маленьким детям тяжело рисовать при помощи кисточек, акварели или гуаши, но это не повод отложить рисование в дальний ящик. В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: они не содержат вредных веществ в составе, а значит, даже если малыш проглотит немного красителя, ничего страшного не случится.
Пусть малыш сначала познакомится с красками, сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. С детьми 3-4 лет уже можно начинать рисовать животных, дома, машины. Постепенно пальчиковые краски стоит заменить на обычные, а пальчики на кисточки.
Аппликации
Этим видом творчества могут заниматься ребята постарше: уже с 4-5 лет малыши могут вырезать фигуры из бумаги и картона, а значит можно начать занятия. Старайтесь использовать не только бумагу, но и мелкие необычные детали: крупы, семечки, салфетки, камушки, палочки и т.д. Поделки должны быть объемными и детальными.
Идеи для творчества:
дерево с настоящими листочками;
рыбка с чешуйками в виде страз;
цветы из скрученных салфеток;
овечка из риса или манки;
ежик с иголками из подсолнечных семян.
Лепка
В качестве материала для лепки можно использовать пластилин различной жесткости, глину, тесто и кинетический песок. Начинать стоит с более мягких и податливых материалов.
Малышей в возрасте 2-4 лет стоит учить катать колбаски, шарики и прочие элементарные фигуры. Детям постарше уже можно доверить создание настоящей картины из пластилина. В 6-7 лет дети уже могут создавать настоящие фигурки с мелкими деталями, поэтому можно увлечь малыша созданием глиняных фигурок.
Помогаем маме и развиваемся или тренировки для ленивых
Поработать над улучшением координации мелких и точных движений рук можно в процессе занятий повседневными делами. Так, малыш не отвлекает родителей, занят интересным для него делом и получает от этого пользу. Если такая перспектива Вас радует, запомните наши рекомендации, чтобы в следующий раз применить в быту.
На кухне
Согласитесь, когда ребенка не с кем оставить, процесс готовки превращается в сплошное испытание. Малыш норовит провести время вместе с Вами, совершенно не оценивая опасную близость к огню, острым или горячим предметам. Попробуйте занять своего озорника — вручите ему банку гречки, риса, пшена или любой другой крупы и попросите перебрать зерна, отделив мусор. Для стимулирования интереса можно назначить особый приз или вознаграждение.
В итоге Вы получаете вагон плюсов: ребенок занят делом и не мешает готовить, крупы перебраны и очищены, очередная тренировка над моторикой малыша проведена.
В ванной комнате
Утренние или вечерние сборы не радуют ребенка? Предложите ему помочь Вам и ускорить минуты ожидания. Доверьте малышу важную миссию — открывать все баночки, коробочки и тюбики, которыми Вам нужно будет воспользоваться, после чего закрывать и складывать их на место. Так Вы сможете утолить природный интерес ребенка и научите быстро справляться с различными видами тар.
В гардеробе
Одежда несет для малыша большую познавательную и развивающую нагрузку: это и большое количество деталей и креплений, с которыми нужно научиться справляться, и разнообразие тканей, которые очень полезно изучать на ощупь.
Для начала предложите малышу помочь Вам с сортировкой и сворачиванием вещей. Пусть мама убирает взрослые предметы гардероба, а ребенок — свои. Научите его правильной технике и алгоритмам и наслаждайтесь маленьким помощником, который совершенствует свою мелкую моторику.
Также стоит предлагать ребенку одеваться самостоятельно. Выделите для этого побольше времени, дайте ребенку необходимую одежду и научите, как ее необходимо надевать. Пусть сначала это будут легкие предметы одежды без пуговиц, замков и заклепок. Когда малыш начнет с легкостью справляться с майками, просторными штанишками, носочками и свитерками, переходите к более сложным вещам. Ежедневное повторение таких тренировок позволит овладеть навыками самостоятельного одевания и совершенствовать координацию движений.
Важные советы родителям:
1. Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно. Выбирайте те игры и задания, которые подходят по возрасту и интересам именно вашему малышу. Их длительность в возрасте ребенка до года не должна превышать 5-7 минут.
2.Выбирайте время, когда ваш малыш спокоен и находится в хорошем настроении.
3. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!!!
4. Чаще разговаривайте с малышом, называйте все предметы, ведите диалог, разыгрывайте сценки, сочиняйте сказки и истории.
5. Во время беседы с ребенком поглаживайте ручки и каждый пальчик по-отдельности.
6. В играх с более мелкими предметами не оставляйте ребенка одного без присмотра!
7. Не ограничивайте детей в проявлении фантазии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»
Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....
План работы с детьми группы раннего возраста по теме самообразования нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ в группе раннего возраста....
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...