Семинар-практикум «Учим малыша говорить. С чего начать!» (для родителей детей 2-4 лет)
методическая разработка (младшая группа)
В доступной форме вниманию родителей (законных представителей) представлены основные направления работы над развитием неречевых процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_malysha_govorit_vtor_ml_may.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Учим малыша говорить. С чего начать!»
(для детей 2-4 лет)
Блок 1. Упражнения для язычка
Теоретическая часть
Гимнастика для рук, ног —дело привычное и знакомое. Понятно для чего тренируем мышцы — чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костчек»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Во избежание этой проблемы с ребенком необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям 2—4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети 6—6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5— 7 мин. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в виде сказки.
Практическая часть
Родители, «вооружившись» зеркалами, выполняют вместе с учителем-логопедом различные артикуляционные упражнения, знакомясь со сказкой «О веселом Язычке».
Блок 2. Развитие дыхания
Теоретическая часть
У дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания.
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, а также у робких, стеснительных детей.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге, и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой-( вдох )-дем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Неумение малышей дышать ртом вносит известную дезорганизацию в произношение — пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе.
Недочеты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха и выработкой умения правильно дышать в процессе речи.
То и другое достигается в младшем возрасте исключительно в игре, а в среднем и особенно в старшем — отчасти и через гимнастику. Необходимо приучить детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой.
Практическая часть
Знакомство родителей с некоторыми играми на выработку правильного дыхания и упражнениями с дыхательными тренажерами. (Полный перечень игр и упражнений помещается в папке для домашних заданий.)
Блок 3. Развитие моторики пальцев рук
Теоретическая часть
Ученые в своих исследованиях показали о существенной тесной связи речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата. При некоторых речевых нарушениях у детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное воздействие на развитие речи.
Самомассаж
При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание и разгибание пальцев. Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю.
Пальчиковые игры
Авторы таких игр утверждают, что пальчиковая гимнастика не должна быть молчаливой. Пальчиковые игры с текстами очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, памяти, внимания, мышления, их можно проводить в детском саду и дома.
Упражнения для пальцев рук
Для детей, у которых трудности с мелкой моторикой, полезны игры с мозаикой, конструкторами, нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, собирание рассыпанных мелких предметов, продевание в отверстия и завязывание шнурков, работа с пластилином и глиной и многое другое.
Практическая часть
• Показ и выполнение родителями некоторых движений по самомассажу рук.
• Разучивание с родителями некоторых пальчиковых игр.
• Знакомство с массажерами для пальцев рук.
Описания игр, упражнений по массажу и самомассажу помещаются в папки для домашних заданий и в родительские уголки в виде печатных консультаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»
Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...
Учим малышей говорить
Советы родителям: «Учим малышей говорить»...
Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»
Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...
Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»
Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...
Конспект занятия с детьми раннего возраста с двигательными нарушениями и родителей в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»
Тема: «Осенний дождик».Цель: - работать над развитием понимания речи;стимулировать речевую активность каждого ребёнка;развивать слуховое внимание, память;закреплять цвет,...
Конспект группового занятия для детей раннего возраста в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить» : «Ежик готовится к зиме».
Тема: «Ежик готовится к зиме».Цель: закрепление звуков (ф) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачучить вып...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Говорим правильно»
Формирование стремления педагогов к совершенствованию речи....