Техника «Я-сообщения» в общении с подростком.
статья

Дмитриева Анастасия Сергеевна

Я-сообщения — это высказывания, которые строятся от первого лица и содержат информацию о наших поступках, мыслях, переживаниях и чувствах. Они помогают сформулировать позитивный запрос или просьбу и благополучно избежать конфликта.

В статье описана структкра техники (в данном случае для общения с детьми подросткового возраста), а так же ошибки применения техники и примеры!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_ya-soobshcheniya_v_obshchenii_s_podrostkom.docx14.29 КБ

Предварительный просмотр:

Техника «Я-сообщения» в общении с подростком.

Я-сообщения — это высказывания, которые строятся от первого лица и содержат информацию о наших поступках, мыслях, переживаниях и чувствах. Они помогают сформулировать позитивный запрос или просьбу и благополучно избежать конфликта.

При формулировании я-высказываний важно соблюдать ряд правил:

1. Я-сообщение должно быть конкретным.

Наш язык насыщен абстрактными, неопределёнными и двусмысленными выражениями, которые затемняют смысл сказанного.

Вместо «Я хочу, чтобы ты был более благоразумным и ответственным» лучше сформулировать более конкретный запрос, исходя из ситуации общения, например, «Я хочу, чтобы ты ехал, не превышая скорость».

2. Я-сообщение должно быть реалистичным.

Мы должны считаться с реальностью такой, какая она есть, а не с её образом в нашем сознании.

Не «Мне нужно уехать подальше от этого города и людей, чтобы почувствовать себя собой», а «Я хочу заниматься своим любимым делом и больше не буду прислушиваться к чужим комментариям».

3. Я-сообщение должно быть позитивным.

Необходимо формулировать запрос, исходя из того, в чём мы сейчас нуждаемся, а не из того, что нам сейчас не нужно.

Вместо «Я работаю, выключи музыку» лучше сказать «Мне необходимо поработать в тишине. Можешь ли ты послушать музыку в наушниках или сделать это попозже, когда я закончу?»

4. Я-сообщение предполагает обсуждение.

Формулируя запрос, мы предоставляем другим людям свободное пространство, где они могут свободно реагировать на нашу просьбу и формулировать подходящий ответ. Мы пытаемся вместе отыскать решение, которое удовлетворит обе стороны.

Ошибки в применении я-сообщений

Я-высказывания не стоит путать со словесными формулами, которые позволяют нам переложить ответственность за свои мысли, чувства и действия на других людей или обстоятельства.

1. «Я чувствую, что ты…»

Нам необходимо отличать чувство от интерпретации наших чувств. Если после глагола «чувствовать» следуют слова «что», «как», «словно», то мы пытаемся выразить свою оценку действительности, но не свои чувства. Ты-сообщение в придаточной части снимают с нас ответственность, возлагая её на нашего собеседника. В итоге фраза «Я чувствую, что ты от меня отдаляешься» звучит как осуждение.

2. «Я должен…»

Эта фраза транслирует ложные ценности и позволяет усыпить свою совесть. Каждое «я должен» необходимо заменить на «я хочу». Не «Я должен ходить на работу, чтобы получать деньги», а «Я хочу ходить на работу (позитивный запрос) для того, чтобы платить арендную плату и покупать еду (осознание потребностей)».

3. «Я сделал это, потому что так было надо/потому что мой начальник приказал мне/потому что я такой человек»

Если человек принимает на себя ответственность с помощью я-высказывания, то и причины его поступков могут зависеть только от него, а не от чужих приказов, непредвиденных обстоятельств и даже личной или психологической истории.

Техника построения «Я-сообщения»:

1.        ФАКТ

— когда я вижу, что посуда не вымыта…

— когда люди опаздывают…

2.        ЧУВСТВО

— Я злюсь…

— Меня раздражает…

3.        ЖЕЛАНИЕ

— Мне хотелось бы, чтобы был порядок в доме…

— Я хочу встречаться вовремя…

4.        ПОСЛЕДСТВИЯ

— и тогда мы сможем найти общий язык.

— и тогда наши отношения будут теплее.

В целом, «Я – сообщение» выглядит так:

— Я злюсь, что посуда не вымыта. Мне хотелось бы порядка в доме, и тогда мы сможем найти общий язык.

— Меня раздражает, когда опаздывают. Я хочу встречаться вовремя, и тогда наши отношения будут теплее.

Примеры возможных переводов в Я-Сообщение:

1.        Прекратите мельтешить перед глазами! - Когда Вы ходите «туда-сюда» мне очень трудно сосредоточиться!

2.        Выключи музыку, сколько можно говорить! - Музыка мешает мне работать

3.        Прекрати мне хамить! - Когда я слышу грубости в свой адрес, у меня вообще пропадает желание общаться и хочется уйти

4.        Убери за собой со стола! - Мне не нравится, когда на столе остается грязная посуда

5.        Оденься теплее! - Я беспокоюсь за твое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника"Я-сообщение". Методика Томаса Гордона.

Очень важно для воспитателя научиться общаться с родителями своих воспитанников так,чтобы избегать негативной оценки(ребенка или непосредственно родителя),обвинительной позиции....

Общение и взаимодействие с подростком

Рекомендации для родителей по общению и взаимодействию с подростком...

Техника «Я-сообщения: как общаться с ребёнком?»

Многим родителям иногда трудно сдержать отрицательные эмоции при общении с ребенком. Они срываются и кричат на сына или дочь, а потом мучаются чувством вины и спрашивают у психологов, что делать. Как ...

Актуальность и применение техники эффективного общения "я-сообщение" в развитии коммуникативных умений и навыков детей младшего дошкольного возраста

      Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского,  А.Н. Леонтьева, является основой развития челов...

Презентация "Техника безопасности и правила общения с электроприборами"

Презентация "Техника безопасности и правила общения  с электроприборами"...

Презентация "Техника Я-сообщения"

Описание техники эффективного общения родителя с ребёнком...