Сообщение «Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми»
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №18 » ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сообщение «Развитие общения ребенка раннего возраста со взрослыми»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Хохлова Е. А.
Энгельс
2019
Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми.
Ребенок не рождается на свет с готовой потребностью в общении. Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу, мотиву добывания средств к существованию, охота, приготовление пищи, одежды и др. Проблема общения детей раннего возраста со значимым взрослым на сегодняшний день остается актуальной
Если же на первом году жизни ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (например, оторванность от матери или занятость родителей), это так или иначе дает о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными или, напротив, очень жестокими и агрессивными. Компенсировать их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых в более позднем возрасте бывает очень трудно.
Выдающийся психолог М.А. Лисина выделила четыре формы общения детей со взрослыми, каждая из которых развивается в определенном возрасте.
Основные формы общения детей и взрослых:
- непосредственно-эмоциональное общение,
- деловое общение,
- внеситуативно-познавательное общение,
- внеситуативно-личностное общение.
Так, ситуативно-деловая форма преобладает на протяжении всего раннего возраста, начиная с 6 месяцев примерно до 3 лет. Данная форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый интересен как «деловой партнер», который знакомит ребенка с различными свойствами предметов. На этом этапе важными средствами общения являются как экспрессивно-мимические, так и предметно-действенные, дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Для детей становятся привлекательными предметы и игрушки, которые оказываются в руках взрослых, который показывает ребенку как можно действовать с этим предметом или какие игровые действия можно выполнять с игрушкой.
Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они - в руках взрослого.
Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть в эти игрушки. Сами по себе игрушки (как и вообще любые предметы) никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек, может показать, что на пирамидку нужно надевать колечки, что куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать, что можно делать с ними и как играть. Только после этого игра детей становится содержательной и осмысленной. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами и представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения.
Были определено значение данной формы общения для психического развития ребенка:
1. ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать бытовыми предметами, играть с игрушками, одеваться, умываться и пр. ;
2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов;
3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнёром по общению;
4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово, причём эту задачу - произнести то или иное слово – ставит перед ребёнком только взрослый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности общения детей раннего возраста с взрослыми».
Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослыми его действий — один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в своих силах, поддерживает его ...
Консультация:"Становление общения ребенка раннего возраста через положительные эмоции"
"Становление общения ребенка раннего возраста через положительные эмоции"...
РАБОТА С СЕМЬЕЙ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ УКРЕПЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДИАДЕ РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА-ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ В РАМКАХ ПОДХОДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Эссе для фестиваля о работе в ЦИПРе (нане ГКП "Вместе с мамой") как возможность укрепления взаимоотношений ребенка в семье, как одной из важнеший задач этой формы групп кратковременного пребывания....
Становление общения ребенка раннего возраста со сверстниками и взрослыми
Становление общения ребенка раннего возраста со сверстниками и взрослыми...
"Общение ребенка раннего возраста со сверстниками"
Данный материал будет полезен педагогам при планированию работы по взаимодействию с родителями для оформления стендовой информации....
Совместная деятельность ребенка раннего возраста и взрослого
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения действий с предметами....
Основные формы общения ребенка дошкольного возраста со взрослым
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень понравилось Ваше сообщение!
Спасибо, что делитесь нужной для всех информацией.