Дидактические игры по развитию сенсомоторики для детей с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сенсорные процессы (ощущение, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей происходит в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_detey_po_sensomotorike.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию сенсомоторики для детей с ОВЗ.

Сенсорные процессы (ощущение, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности. Развитие процессов ощущения и восприятия у детей происходит в игре.

Игры, способствующие развитию слуха, открывают для ребенка особый мир звуков, делают их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном, прививают эстетический вкус.

Игры, развивающие зрение приучают глаз к различительному восприятию размеров предмета; учат ребенка различать и называть цветовые тона, которые встречаются в его окружении.

Для того чтобы кончики пальцев были более чувствительны проводят игры на развитие тактильного чувства. Чем более чуткими оказываются тактильные ощущения ребенка, тем точнее он в состоянии будет сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления.

С помощью игр на развитие чувства, вкуса и обоняния, язык сможет отмечать разнообразие вкусов, нос – запахи цветов, леса, моря.

«Красота находится в гармонии, - писала М.Монтессори, - а гармония лежит в уточнении; таки образом, тонкость чувств необходима, чтобы ее воспринимать. Красота и гармония природы и искусства избегают людей с грубыми чувствами».

Сенсорными условно называют игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Виды сенсорных игр.

Игры с красками. Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы. Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обратить внимание ребенка, как «облачно» краски постепенно растворяется в воде. В следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, - ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. С целью развития бытовых навыков у ребенка, предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам. И в них поочередно развести краски разных цветов. Обязательно проиграйте: накройте стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек, угостите их различными «напитками». Красная вода – томатный сок, белое – молоко и т.п. Знакомство ребенка с понятием величины в процессе использования пластиковых стаканчиков разного размера.

Игры с водой. Игры с водой имеют терапевтический эффект. Приготовленные заранее пластиковые бутылки, наполнить с помощью ребенка водой из-под крана. Можно переливать воду из одной в другую. Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки. В следующем таз с водой станет: «озером с рыбками», «Морем с корабликами», а также купание кукол, мытье кукольной посуды.

Игры с мыльными пузырями. Ребенок с удовольствием наблюдает за кружением в воздухе мыльных пузырей. Постарайтесь вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей с целью развития дыхания.

Игры со свечами. Приготовьте набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи. Начинайте с длинной свечи – установите её устойчиво и зажгите на глазах у ребенка: смотри, свечка горит – как красиво. Предложите подуть на пламя: а теперь подуем сильнее, вот так – ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок.

«Задание на дом», когда стемнеет, пусть мама не включает в квартире свет, а зажигает свечу и предлагает походить с ней по дому, освещая путь.

Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате, получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.

Игры со светом и тенями. Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышку, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика». Если ребенку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Если «солнечный зайчик» получится, постарайтесь «ловить его как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: поймаю – поймаю! Какой шустрый заяц – как быстро бегает и т.д.

Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.

Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки – силуэты.

Фонарик. Приготовьте электрический фонарик, и когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Во время прогулки по темным аллеям парка. Где нет фонарей, и т.п.

Китайский фонарик. Возьмите проволочный каркас, оклейте его цветной бумагой и закрепите внутри маленький фонарик. Вы получите китайский фонарик, который осветит все вокруг загадочным мерцанием разноцветных блинов.

Игры со льдом. Попросите маму ребенка заранее приготовить лед – пусть она вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и вместе с ребенком выньте его из формы в мисочку: смотри, как водичка замерзла, стала холодная и твердая. Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке. Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая – давай зажмем льдинку в ладони. Смотри, водичка капает и это лед тает и снова превращается в воду.

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячей воды, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Вода стала теплой.

Приготовьте разноцветный лед, проделайте то же самое; обратите внимание на цвет воды.

Игры с крупами. Приготовить крупы (горох, рис, фасоль и т.д.) высыпьте крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку, присоединится: где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем и т.д. В следующий спрячьте мелкие игрушки в крупу, а затем ищите. Можно пересыпать крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках.

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Покажите ребенку основные приемы лепки – отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движением вперед – назад (на плоскости стола или между ладонями).угощение готово, приглашаем кукол на «обед».

Игры со звуками. Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.

Извлеките разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Насыпьте в коробочки разные крупы (коробочек с одинаковыми крупами должно быть по две). Потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию – пусть ребенок найдет коробочку, которая звучит так же.

 Приобретите для ребенка следующие детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится играть на них, используйте его умение в сюжетных играх. «У Мишки день рождение. Давай сыграем для него на пианино», «Когда поем песенку про Антошку – играем на гармошке» и т.д.

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг: шелесту листьев, жужжанию мухи, журчанию ручейка… звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Игры с движениями. Тормошение, возня – обычно происходит на полу, и ребенок является инициатором этой игры.

«Догоню – догоню» («Поймаю – поймаю»): взрослый делает вид, что пытается поймать ребенка, тот с визгом убегает.

«Змейка»: возьмите ленточку (скакалку, веревку) и делая колебательные движения, отходите от ребенка, предлагая ему догнать «змею»: «Уползет, уползет змейка! Скорее догони!» дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

«Самолетики»: покружите ребенка в воздухе – «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или пол – «Приземлились…»

Рекомендации по проведению сенсорных игр

если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против ваших действий – не настаивайте. Но обязательно повторите попытку в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе. По началу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному, его участию в игре.

Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое именно впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, будьте осторожны – предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребёнок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.

Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторять игровые действия вновь и вновь – ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.

Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и не устойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте её. Пусть по началу игровые действия свернуты. Например, на грядку посажен всего один овощ, а кукольный «обед» длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе – при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.

Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы – штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения (своеобразная «перекличка») вселит в него уверенность в том, что вы его понимаете, вызовет у него больше доверия к вам.

Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание, обладает каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого. Например, вместо таблеток предложите ему для кукольной аптечки безвредные конфетки – горошки.

Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желание организовать ситуацию обучения, которая позволит ему получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.

Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой неадекватной форме. Например, он может стучать по стеклу со всей силы, над огоньками свечи поджигать палочки и т.п. Отвлеките его от подобных экспериментов. Это трудно, но вы осторожно попытайтесь. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашем контролем, а затем постарайтесь переключить его на любимую спокойную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие сенсомоторики

Успешное  осуществление детьми разных видов деятельности (игровой, изобрази­тельной, трудовой), формирование у них различных способностей зависит от раннего на­чала, буквально с первых дней ...

Дидактические игры на развитие сенсомоторики

Успешное  осуществление детьми разных видов деятельности (игровой, изобрази­тельной, трудовой), формирование у них различных способностей зависит от раннего на­чала, буквально с первых дней ...

Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

«Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей с отклонениями в развитии»

laquo;Роль дидактической игры в развитии и воспитании детей  с отклонениями в развитии»...

Дидактическое пособие: "Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей.

Дидактичеккое пособие:"Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей....