Как подготовить ребенка с нарушением зрения к первому классу
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей "Как подготовить ребенка с нарушением зрения к первому классу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_podgotovit_k_shkole.odt | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида № 45
Как подготовить ребенка с нарушением зрения к первому классу
Подготовила воспитатель
Баскакова Л.Г.
Химки, 2021
Начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. .
Задолго до начала обучения в школе родители должны начать рассказывать ребенку о школе, читать ему книги о школьниках. Важно обратить внимание на развитие речи детей: как он говорит - замедленно или торопливо; как стр Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех типов движений – и сжатие, и растяжение, и расслабление. Максимальный эффект упражнений достигается когда сочетаются различные виды с вовлечением каждого из пальцев в это движение. Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое, примеры – вариант игры «Колечки», «Чет-нечет»). Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук ребёнка приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает формирование навыков письма. Правила чтения и рассматривания книг Нельзя читать и рассматривать книги лежа. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева. Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Во время занятий следует делать перерывы от трех до пяти минут. Чтобы разгрузить глазную мышцу, рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль. Упражнения для снятия усталости глаз Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть. Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек. Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек). Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо. Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
В процессе развития восприятия нужно знакомить ребёнка с эталонами цвета, формы, величины; ребенок должен вслушиваться в звуки, выделять их в речевом потоке, различать между собой, чтобы ошибки произношения не отражались на письме. Обратите внимание, может ли Ваш ребенок произносить слова сложные по слоговой структуре и слова со встречающимися противоположными по звучанию звуками (регулировщик, чистильщик, парикмахерская, универсам, коромысло, экскаваторщик, воротничок, аквариум и др.)
Дошкольники с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении пространственного расположения предметов. У большинства из них имеются сложности в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности. В норме ребенок с нарушением зрения к шести годам должен уметь определять направление (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу), уметь выполнять инструкции, построенные на умении ориентироваться. Для этого малышу можно предложить, например: дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить стул перед собой, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить «галочку», слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата - елочку и т.д. Ориентировка на листе бумаги (середина листа, верхний левый угол, правый нижний и т.д.) должна быть полностью усвоена ребенком.
Недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) детей, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
Для развития зрительного внимания можно предложить ребенку выполнить работу по образцу: сложить мозаику по схеме-рисунку, вычеркнуть определённые элементы из ряда предложенных, раскрасить эти элементы (рисунки) в определённые цвета.
Чтобы определить объём внимания ребёнка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребёнок сможет назвать? Полезно сравнение двух картинок с 10-15 различиями.
Зрительная память формируется при выполнении следующих видов игр и упражнений: назвать, что было нарисовано на перевернутой картинке, рассказать о взаимоположении предметов на картинке, разложить картинки (или предметы) в том порядке, что был предъявлен, запомнить и воспроизвести фигуру, сложенную из палочек. Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 штук).
Слуховое внимание, восприятие и слуховая память развивается при выполнении следующих видов работ: выделение звука (слога, слова) из ряда других, дополнить фразу (вставить пропущенное слово), повтор 10 слов или цифр, пересказ текстов. Для развития слуховой памяти потренируйте ребенка запоминать ряд слов, стихотворение, запоминать и выполнять многоступенчатую инструкцию (например: возьми книгу, подойди к окну и сядь на стул).
Для развития словесно-логического мышления учите ребёнка сравнивать предметы между собой, находить отличающиеся от других (сначала по форме, цвету и величине), объединять предметы в группу, исключать «лишний» из понятия (например, чашку из предметов мебели, яблоко из овощей и т.п.), учите детей отгадывать загадки, объяснять пословицы.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и ещё ко многому другому) - читать ребёнку книги. Следует читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Беседуйте о прочитанных книгах, пытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценил поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.
Не следует при этом действовать по принципу «чем больше развивающих занятий, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка с нарушением зрения, что может отразиться на его здоровье.
Возможно заранее необходимо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Так же полезны занятия физической культурой, игры на свежем воздухе, закаливание.
Если у ребёнка есть особые проблемы, связанные с нарушением зрения, речи или моторики, тогда требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.
Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребёнка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, трудно сидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. В этом случае лучше организовать постепенное вовлечение ребёнка в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.
В формировании позиции школьника у детей с нарушением зрения большую роль играет трудовое воспитание и навыки самообслуживания. В трудовом воспитании будущего первоклассника на первый план выступает воспитание правильного отношения к своему труду и труду своих близких. Родители детей с нарушением зрения часто освобождают ребенка от трудовых обязанностей, что невольно вызывает и формирует у него сознание исключительности своего положения, мнение о том, что взрослые должны заботиться о нем. В дальнейшем это может перерасти в эгоизм и иждивенчество. Поэтому родители должны приучать их самостоятельно справляться с простейшими видами бытового труда: убрать игрушки, заправить свою кровать, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая. Так же и простейшие навыки самообслуживания – одеваться, обуваться. Это нужно не только для того, чтобы он был самостоятельным. Есть еще очень важная задача в воспитании ребенка – развитие его руки. Ведь рукой он будет писать и она должна быть физически крепкой . Застегивая пуговицы, определяя по осязанию лицевую и изнаночную сторону одежды, ребенок упражняет свою руку.
Во время летних каникул, перед поступлением в школу можно организовать развивающие занятия с ребенком. Проводить занятия нужно не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для Вас и ребенка месте. Их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни, что будет способствовать более быстрой адаптации к школьному режиму.
У будущего первоклассника должно быть своё личное пространство и рабочее место, за которым ему будет удобно сидеть и заниматься. Рабочее место не должно быть перегружено предметами, хорошо освещено. Во время работы в поле зрения ребёнка не должно быть отражающих поверхностей.
За полгода - год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы, где ему предстоит учиться и старайтесь вместе с ребенком примерно следовать этому режиму. Подъем в одно и то же время, занятия со сменой разных видов деятельности (познавательная, физическая, изобразительная). Обязательное чередование режима работы и отдыха.
Проводя с ребёнком занятия, следует придерживаться определённых правил:
- Перед каждым занятием объясняйте ребёнку его цель: «Что будем
делать, как, для чего». Продолжительность занятия не должна быть больше 30 минут, поскольку интенсивная работа без отвлечений длится у ребёнка 5-7 минут. Через 5-7 минут активной работы проводите короткую физкультминутку, используя упражнения на расслабление и для воспитания правильной осанки, уделяйте специальное внимание упражнениям для глаз;
- Занятия начинайте с разминки. Это могут быть пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий начинайте с повторения (лёгкого задания), затем переходите к новому, более сложному и заканчивайте занятия заданиями, в которых у ребёнка нет особых трудностей;
- Занимаясь с ребёнком, следует оставаться спокойным и доброжелательным, тон разговора должен быть ровным и спокойным, замечания - поддерживающими. Учите ребёнка задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять, что вызывает у него затруднения. Не торопите ребёнка при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать оптимальный темп деятельности. Установку всех заданий следует делать не на скорость, а на качество;
- Если необходимо сделать коррективы в ходе работы, сделайте это сразу, так как ребёнок может непроизвольно заучить ошибку. Старайтесь избегать слов: «неправильно», «не так», лучше: «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать ещё раз» и т.д. Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно. Обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить;
- В ходе каждого занятия найдите повод похвалить ребёнка, ведь он очень ориентирован на внешнюю, Вашу оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создаёт свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче. Он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
- Очень важно следовать рекомендациям врача-офтальмолога, исходя из особенностей зрения ребенка. При нарушенном зрении нужно правильно выбрать место расположения стола будущего школьника, так как в данном случае «угол зрения» существенно влияет на профилактику и лечение заболеваний глаз. Обратить особое внимание на освещение. От родителей во многом зависит, чтобы зрение ребенка в процессе обучения не снижалось.
В занятиях с ребенком с нарушением зрения нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере школы.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Литература : Малеева З.П. Учение и зрение: Методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения. – Челябинск, “Околица”, 2002.
Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007.
Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. -- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 84 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать ребенку при поступлении в первый класс
Данные рекомендации будут полезны для родителей будущих первоклассников. Родители смогут ознакомиться и проверить готовность своего ребенка к поступлению в первый класс...
Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"
Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...
Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?
С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...
Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс.
Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс...
Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?
С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс? Рекомендации родителям....
Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?
С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...
Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в первый класс"
Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать, считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...