Как подготовить ребенка с нарушением зрения к первому классу
консультация (подготовительная группа)

Консультация для родителей "Как подготовить ребенка с нарушением  зрения к первому классу".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_k_shkole.odt20.97 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                        Детский сад компенсирующего вида № 45

                              Как подготовить ребенка с нарушением  зрения к первому классу                                                                                                                                                                                                            

                                                                     

                                                                                                             Подготовила воспитатель

                                                                                                             Баскакова Л.Г.

                                                               Химки, 2021

        Начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения.                                                                                                                                    .

       Задолго до начала обучения в школе родители должны начать рассказывать ребенку о школе, читать ему книги о школьниках. Важно обратить внимание на развитие речи детей: как он говорит - замедленно или торопливо; как стр                                                                                                                                                                                                                                Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех типов движений – и сжатие, и растяжение, и расслабление. Максимальный эффект упражнений достигается  когда сочетаются различные виды с вовлечением каждого из пальцев в это движение.  Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое, примеры – вариант игры «Колечки», «Чет-нечет»).  Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук ребёнка приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает формирование навыков  письма.      Правила чтения и рассматривания книг    Нельзя читать и рассматривать книги лежа.   Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.   Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.   Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом.    Во время занятий следует делать перерывы от трех до пяти минут.   Чтобы разгрузить глазную мышцу, рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.  Упражнения для снятия усталости глаз  Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.   Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.   Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.   Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).   Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.   Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.   Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.                                                                                                                                                                    

      В процессе развития восприятия нужно знакомить ребёнка с эталонами цвета, формы, величины; ребенок должен вслушиваться в звуки, выделять их в речевом потоке, различать между собой, чтобы ошибки произношения не отражались на письме. Обратите внимание, может ли Ваш ребенок произносить слова сложные по слоговой структуре и слова со встречающимися противоположными по звучанию звуками (регулировщик, чистильщик, парикмахерская, универсам, коромысло, экскаваторщик, воротничок, аквариум и др.)

Дошкольники с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении пространственного расположения предметов. У большинства из них имеются сложности в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности. В норме ребенок с нарушением зрения к шести годам должен уметь определять направление (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу), уметь выполнять инструкции, построенные на умении ориентироваться. Для этого малышу можно предложить, например: дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить стул перед собой, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить «галочку», слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата - елочку и т.д. Ориентировка на листе бумаги (середина листа, верхний левый угол, правый нижний и т.д.) должна быть полностью усвоена ребенком.

Недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) детей, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

Для развития зрительного внимания можно предложить ребенку выполнить работу по образцу: сложить мозаику по схеме-рисунку, вычеркнуть определённые элементы из ряда предложенных, раскрасить эти элементы (рисунки) в определённые цвета.

Чтобы определить объём внимания ребёнка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребёнок сможет назвать? Полезно сравнение двух картинок с 10-15 различиями.

Зрительная память формируется при выполнении следующих видов игр и упражнений: назвать, что было нарисовано на перевернутой картинке, рассказать о взаимоположении предметов на картинке, разложить картинки (или предметы) в том порядке, что был предъявлен, запомнить и воспроизвести фигуру, сложенную из палочек. Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 штук).

Слуховое внимание, восприятие и слуховая память развивается при выполнении следующих видов работ: выделение звука (слога, слова) из ряда других, дополнить фразу (вставить пропущенное слово), повтор 10 слов или цифр, пересказ текстов. Для развития слуховой памяти потренируйте ребенка запоминать ряд слов, стихотворение, запоминать и выполнять многоступенчатую инструкцию (например: возьми книгу, подойди к окну и сядь на стул).

Для развития словесно-логического мышления учите ребёнка сравнивать предметы между собой, находить отличающиеся от других (сначала по форме, цвету и величине), объединять предметы в группу, исключать «лишний» из понятия (например, чашку из предметов мебели, яблоко из овощей и т.п.), учите детей отгадывать загадки, объяснять пословицы.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и ещё ко многому другому) - читать ребёнку книги. Следует читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Беседуйте о прочитанных  книгах, пытайтесь  выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел  ли вникнуть в причинную  связь  событий, правильно ли оценил  поступки действующих лиц,  способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других  одобряет, и др.

Не следует при этом действовать по принципу «чем больше развивающих занятий, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка с нарушением зрения, что может отразиться на его здоровье.

Возможно заранее необходимо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Так же  полезны занятия физической культурой, игры на свежем воздухе, закаливание.

Если у ребёнка есть особые проблемы, связанные с нарушением зрения, речи или моторики,  тогда  требуется консультация специалиста, которая поможет  родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.

Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребёнка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, трудно сидеть на месте, выполняя  какое-то несложное задание. В этом случае лучше организовать постепенное вовлечение ребёнка в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

     В формировании позиции школьника у детей с нарушением зрения большую роль играет трудовое воспитание и навыки самообслуживания. В трудовом воспитании будущего первоклассника на первый план выступает воспитание правильного отношения к своему труду и труду своих близких. Родители детей с нарушением зрения часто освобождают ребенка от трудовых обязанностей, что невольно вызывает и формирует у него сознание исключительности своего положения, мнение о том, что взрослые должны заботиться о нем. В дальнейшем это может перерасти в эгоизм и иждивенчество. Поэтому родители должны приучать их самостоятельно справляться с простейшими видами бытового труда: убрать игрушки, заправить свою кровать, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола, вымыть посуду после чая.  Так же и простейшие навыки  самообслуживания – одеваться, обуваться. Это нужно не только для того, чтобы он был самостоятельным. Есть еще очень важная задача в воспитании ребенка – развитие его руки. Ведь рукой он будет писать и она должна быть физически крепкой . Застегивая пуговицы, определяя по осязанию лицевую и изнаночную сторону одежды, ребенок упражняет свою руку.

Во время летних каникул, перед поступлением в школу можно организовать развивающие занятия с ребенком. Проводить занятия нужно не спонтанно, а примерно в одно и то же время (лучше утром), в удобном для Вас и ребенка месте. Их проведение станет для ребенка привычной и неотъемлемой частью жизни, что будет способствовать более быстрой адаптации к школьному режиму.

У будущего первоклассника должно быть своё личное пространство и рабочее место, за которым ему будет удобно сидеть и заниматься. Рабочее место не должно быть перегружено предметами, хорошо освещено. Во время работы в поле зрения ребёнка не должно быть отражающих поверхностей.

За полгода - год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом школы, где ему предстоит учиться и старайтесь вместе с ребенком примерно следовать этому режиму. Подъем в одно и то же время, занятия со сменой разных видов деятельности (познавательная, физическая, изобразительная). Обязательное чередование режима работы и отдыха.

Проводя с ребёнком занятия, следует придерживаться определённых правил:

  • Перед каждым занятием объясняйте ребёнку его цель: «Что будем

делать, как, для чего». Продолжительность занятия не должна быть больше 30 минут, поскольку интенсивная работа без отвлечений длится у ребёнка 5-7 минут. Через 5-7 минут активной работы проводите короткую физкультминутку, используя упражнения на расслабление и для воспитания правильной осанки, уделяйте специальное внимание упражнениям для глаз;

  • Занятия начинайте с разминки. Это могут быть пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий начинайте с повторения (лёгкого задания), затем переходите к новому, более сложному и заканчивайте занятия заданиями, в которых у ребёнка нет особых трудностей;
  • Занимаясь с ребёнком, следует оставаться спокойным и доброжелательным, тон разговора должен быть ровным и спокойным, замечания - поддерживающими. Учите ребёнка задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять, что вызывает у него затруднения. Не торопите ребёнка при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать оптимальный темп деятельности. Установку всех заданий следует делать не на скорость, а на качество;
  • Если необходимо сделать коррективы в ходе работы, сделайте это сразу, так как ребёнок может непроизвольно заучить ошибку. Старайтесь избегать слов: «неправильно», «не так», лучше: «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать ещё раз» и т.д. Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно. Обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить;
  • В ходе каждого занятия найдите повод похвалить ребёнка, ведь он очень ориентирован на внешнюю, Вашу оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение  о себе самом, он создаёт свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче. Он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
  • Очень важно следовать рекомендациям врача-офтальмолога, исходя из особенностей зрения ребенка. При нарушенном зрении нужно правильно выбрать место расположения стола будущего школьника, так как в данном случае «угол зрения» существенно влияет на профилактику и лечение заболеваний глаз. Обратить особое внимание на освещение. От родителей во многом зависит, чтобы зрение ребенка в процессе обучения не снижалось.

В занятиях с ребенком с нарушением зрения нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодится в социально сложной атмосфере школы.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

 

 

                                                                                                               

Литература :  Малеева З.П. Учение и зрение: Методическое пособие по охране, гигиене и профилактике зрения. – Челябинск, “Околица”, 2002.

Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007.

Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. -- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать ребенку при поступлении в первый класс

Данные рекомендации будут полезны для родителей будущих первоклассников.  Родители смогут ознакомиться и проверить готовность своего ребенка к поступлению в первый класс...

Мастер класс для родителей "Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс"

Познакомить родителей с основными компонентами речи; с приемами работы по исправлению и развитию их, доступных родителям в домашних условиях;настроить родителей на сотрудничество в работе по испр...

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс.

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс...

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс? Рекомендации родителям....

Подготовка ребенка к школе. Что должен знать и уметь ребенок к поступлению в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?Прежде всего, следует разобрат...

Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в первый класс"

Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать, считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...