Нравственно - патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста.
консультация
Советы по нравственно- патриотическому воспитанию детей через личный пример и игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-_patriotichenskoe_vospitanie_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 646.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей
младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-
нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей
активно формируются первые элементарные представления о хорошем и
плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и
сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного
педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,
представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот
моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего
нравственного развития.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их
несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-ролевая ирга, дети
постепенно включаются в систематическую деятельность, принимает участие
в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и во
второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные
для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими
для них людьми, со сверстниками. Третий год жизни ребёнка является
переходным в развитии. Это ещё маленький ребёнок, у которого немало
общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо
бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем
у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в
формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и
деятельности.
У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке,
внимании взрослого. Дети ещё во многом зависимы от взрослого. Это
обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и
самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с
окружающими. Вот почему одной из важнейших задач воспитания детей
младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности
в разных видах деятельности. Детей следует научить делать самим то, что им
по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая
самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и
получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке,
выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим
поведением. К трём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте
самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более
высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при
выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для
общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать
помощь. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность,
педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства,
вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так ,
у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться,
благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с
другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать,
пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо
обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим
небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги,
учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх.
Ребят привлекают к подготовке стола к завтраку, обеду, к выполнению
поручений по уходу за растениями. Для реализации этих задач воспитатель
использует подражательность, как специфическую особенность детей двух-
четырёх лет. Взрослый показывает собственным примером положительное
отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая
эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу
воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно
при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно
эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,
чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают
любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к
окружающим.
На четвёртом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей
симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает
ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу
составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. У
детей младшего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в
совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальна
потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений,
что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем
воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений
(толкнул, отнял игрушку).
В три года стремление к общению с другими детьми становится
особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и
речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре. В
обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями
другого ребёнка и всей группы ребят. Трёхлетние дети могут быть уже
хорошими, отзывчивыми товарищами. Всё это обязывает воспитателя
формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно
относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке,
о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам.
В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая
взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование
навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют
мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений
способствует установлению единства между внешними формами
культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети четырёх лет оказываются способными выполнять
элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении
правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие
мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для
сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую
деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами
интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение
окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим
(сверстникам, взрослым).
Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о
нравственной норме со своими поступками. У тому же у ребят очень слабо
развит самоконтроль - умение сознательно управлять своим поведением. В
связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных
обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот
почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет
часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не
обнаруживаются в других.
Однако при взаимодействии детского сада семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также доступной для детей четвёртого года жизни совместной деятельности со взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к внеситуативным.
В период от трёх до четырёх лет дети активно овладевают речью. Они
начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные
словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность
и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с
окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить
их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей
формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь
растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им
в детском саду было хорошо, что к труду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления,
но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель,
одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что
все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи
и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах,
помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируются
представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать
родным, близким, воспитателю.
Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных задач социально-нравственного воспитания
маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма,
упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трёх лет». К
концу третьего года жизни у ребёнка проявляется потребность в
самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому
себе зависит от того, что ребёнок умеет делать и как воспринимает свои
успехи. Если взрослые не успевают ещё заметить, что в ребёнке произошёл
резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает
кризис. Ребёнок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших
пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты
вызывают протест. Появляются негативизм и упрямство. В небольших
степенях негативизм и упрямство – нормальные реакции во время кризиса.
Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических
мер. Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в
самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по
предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у
отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение.
Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся
у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания
детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений,
простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной
деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание как средство нравственного развития детей дошкольного возраста
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Конспект открытого занятия «Знакомство с символикой России» по патриотическому и нравственному воспитанию старший дошкольный возраст.
Наша Родина. Если долго-долго-долгоВ самолёте на...
Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста
В этой статье говорится о внедрении новых форм взаимодействия с родителями для ориентации семей на формирование патриотического воспитания детей....
Проект по нравственно-патриотическому старшего дошкольного возраста: С чего начинается Родина.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением ...
Организация интерактивных экскурсий «Виртуальная Россия» как средство формирования нравственно-патриотических качеств дошкольного возраста.
Опыт работы - методика, виды формы....
План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...
План самообразования на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовительная группа
Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками 2. Проанализировать условия, созданные в детском саду для...