Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Литвинова Александра  Александровна

Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

 

Важнейшая задача педагогов и родителей состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных и математических способностей, умеющей эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста становится все более значимым, так как именно активность ума, интерес к математическим явлениям, понятиям, свойствам является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста заключается не только в том, чтобы дать детям элементарные математические знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями математического развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Полноценное математическое развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача и родителей и педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и

числовом уровне.

Родителей и педагогов волнует вопрос, какие же необходимые знания должен усвоить ребенок среднего дошкольного возраста?    На что обратить внимание родителям детей четырех лет?

• Количество. Родителям необходимо развивать умение видеть общий признак предметов группы (Скажи, все мячи — круглые? Скажи, все помидоры красные? Скажи, чего больше на столе чашек или ложек? Все ложки одинакового размера? Скажи, сколько стульев у нашего стола, всем гостям хватит? и т. д.).

• У детей необходимо развивать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.

• Родители должны формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Здесь можно познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой (Скажи, какой кружок больше?). На улице, в домашних играх необходимо развивать умение понимать вопросы «Поровну ли я разделила конфеты?», «Чего больше конфет или печенья». Дети должны научиться отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кусочек хлеба положил колбаску. Колбаски больше, а хлеба меньше».

• Величина. Необходимо учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (Этот шнурок длиннее? Какое дерево выше это или то?). Родители должны научить обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий — узкий, одинаковые по ширине, высокий - низкий, равные по высоте, большой — маленький, одинаковые по величине.

• Форма. В среднем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Для этого подойдут конструкторские игры, обследование предметов, рисование. 

• Ориентировка в пространстве. Необходимо развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.

• Ориентировка во времени. У детей этого возраста нужно формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (Что сейчас день или ночь, утро или вечер?).

Какие же игры можно использовать в домашних условиях для формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста?

Игры с блочным деревянным конструктором. Такие игры проводят дома на ковре. Вместе с ребенком родитель совершает различные постройки, по ходу игры комментирует свои действия. Например, он говорит: «Я возьму вот эти кубики и построю квадратную кухню, как у нас. Здесь я поставлю прямоугольный стол. Возле стола расставлю кубики – это будут стульчики. Как у нас. Посмотри, на нашу квартиру, правильно ли я расставил? 

Игры с поиском кладов. Такие игры можно проводить на улице. Родитель сообщает, что спрятал игрушку где-то на площадке. Но чтобы ее найти нужно сделать два шага прямо, потом повернуть налево и сделать еще пять шагов, затем пройти три шага направо. Такие игры подготавливают ребенка к освоению понятий право и лево.

Игры с соревнованиями. Например, родитель в разных  местах комнаты клеит на скотч различные геометрические фигуры. Затем предлагает ребенку поиграть в игру «Кто быстрее?». Кто быстрее соберет желтые треугольники? Кто больше найдет синих квадратов? Эта веселая игра стимулирует у детей интерес к математическим понятиям.

Различные мозаики. Родитель предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

Чтение книг. Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, можно просить его отложить столько палочек, сколько было зверей в сказке колобок. А после чтения сказки «Теремок» можно, рассматривая картинки спросить: «Кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста».

Пусть ребенок сам придумывает сказки и истории с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше — меньше, выше — ниже). А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

Можно для детей устраивать дни рождения с прохождением математического квеста. Когда малышу исполнится четыре года, развесьте по комнате цифры и попросите его отыскать все его цифры. На торт поставьте три свечки и спросите, все ли правильно? Попросите малыша подготовиться к приходу гостей. Посчитать стулья, тарелки, чашки. Сравнить, чего больше чашек или блюдец. На стаканчики тоже можно наклеить цифры, пусть каждый гость запоминает свой стаканчик. А праздничные колпачки можно украсить геометрическими фигурами. А потом провести веселую игру: «Кто треугольник хлопайте, а кто квадрат топайте», «Кто круг громко смейтесь, а кто овал пойте».

Таким образом, родители являются настоящими помощниками и союзниками в математическом воспитании дошкольников. Главное, сделать этот процесс увлекательным и интересным.

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

 

Список использованной литературы

1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.-  М.: Просвещение, 2006.-172с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985. 

3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. заведений. М: Издательский центр «Академия», 1997.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

 

Важнейшая задача педагогов и родителей состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных и математических способностей, умеющей эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста становится все более значимым, так как именно активность ума, интерес к математическим явлениям, понятиям, свойствам является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста заключается не только в том, чтобы дать детям элементарные математические знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями математического развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Полноценное математическое развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача и родителей и педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и

числовом уровне.

Родителей и педагогов волнует вопрос, какие же необходимые знания должен усвоить ребенок среднего дошкольного возраста?    На что обратить внимание родителям детей четырех лет?

•€Количество. Родителям необходимо развивать умение видеть общий признак предметов группы (Скажи, все мячи — круглые? Скажи, все помидоры красные? Скажи, чего больше на столе чашек или ложек? Все ложки одинакового размера? Скажи, сколько стульев у нашего стола, всем гостям хватит? и т. д.).

•€У детей необходимо развивать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.

•€Родители должны формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Здесь можно познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой (Скажи, какой кружок больше?). На улице, в домашних играх необходимо развивать умение понимать вопросы «Поровну ли я разделила конфеты?», «Чего больше конфет или печенья». Дети должны научиться отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кусочек хлеба положил колбаску. Колбаски больше, а хлеба меньше».

•€Величина. Необходимо учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (Этот шнурок длиннее? Какое дерево выше это или то?). Родители должны научить обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий — узкий, одинаковые по ширине, высокий - низкий, равные по высоте, большой — маленький, одинаковые по величине.

•€Форма. В среднем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Для этого подойдут конструкторские игры, обследование предметов, рисование. 

•€Ориентировка в пространстве. Необходимо развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.

•€Ориентировка во времени. У детей этого возраста нужно формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (Что сейчас день или ночь, утро или вечер?).

Какие же игры можно использовать в домашних условиях для формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста?

Игры с блочным деревянным конструктором. Такие игры проводят дома на ковре. Вместе с ребенком родитель совершает различные постройки, по ходу игры комментирует свои действия. Например, он говорит: «Я возьму вот эти кубики и построю квадратную кухню, как у нас. Здесь я поставлю прямоугольный стол. Возле стола расставлю кубики – это будут стульчики. Как у нас. Посмотри, на нашу квартиру, правильно ли я расставил? 

Игры с поиском кладов. Такие игры можно проводить на улице. Родитель сообщает, что спрятал игрушку где-то на площадке. Но чтобы ее найти нужно сделать два шага прямо, потом повернуть налево и сделать еще пять шагов, затем пройти три шага направо. Такие игры подготавливают ребенка к освоению понятий право и лево.

Игры с соревнованиями. Например, родитель в разных  местах комнаты клеит на скотч различные геометрические фигуры. Затем предлагает ребенку поиграть в игру «Кто быстрее?». Кто быстрее соберет желтые треугольники? Кто больше найдет синих квадратов? Эта веселая игра стимулирует у детей интерес к математическим понятиям.

Различные мозаики. Родитель предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

Чтение книг. Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, можно просить его отложить столько палочек, сколько было зверей в сказке колобок. А после чтения сказки «Теремок» можно, рассматривая картинки спросить: «Кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста».

Пусть ребенок сам придумывает сказки и истории с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше — меньше, выше — ниже). А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

Можно для детей устраивать дни рождения с прохождением математического квеста. Когда малышу исполнится четыре года, развесьте по комнате цифры и попросите его отыскать все его цифры. На торт поставьте три свечки и спросите, все ли правильно? Попросите малыша подготовиться к приходу гостей. Посчитать стулья, тарелки, чашки. Сравнить, чего больше чашек или блюдец. На стаканчики тоже можно наклеить цифры, пусть каждый гость запоминает свой стаканчик. А праздничные колпачки можно украсить геометрическими фигурами. А потом провести веселую игру: «Кто треугольник хлопайте, а кто квадрат топайте», «Кто круг громко смейтесь, а кто овал пойте».

Таким образом, родители являются настоящими помощниками и союзниками в математическом воспитании дошкольников. Главное, сделать этот процесс увлекательным и интересным.

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

 

Список использованной литературы

1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.-  М.: Просвещение, 2006.-172с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985. 

3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. заведений. М: Издательский центр «Академия», 1997.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1.     Изучен...

Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр

Рекомендации  по  формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр ...

Памятка для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

Памятка для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»...

Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...