Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа)
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Важнейшая задача педагогов и родителей состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных и математических способностей, умеющей эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста становится все более значимым, так как именно активность ума, интерес к математическим явлениям, понятиям, свойствам является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста заключается не только в том, чтобы дать детям элементарные математические знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями математического развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Полноценное математическое развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача и родителей и педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и
числовом уровне.
Родителей и педагогов волнует вопрос, какие же необходимые знания должен усвоить ребенок среднего дошкольного возраста? На что обратить внимание родителям детей четырех лет?
Количество. Родителям необходимо развивать умение видеть общий признак предметов группы (Скажи, все мячи — круглые? Скажи, все помидоры красные? Скажи, чего больше на столе чашек или ложек? Все ложки одинакового размера? Скажи, сколько стульев у нашего стола, всем гостям хватит? и т. д.).
У детей необходимо развивать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
Родители должны формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Здесь можно познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой (Скажи, какой кружок больше?). На улице, в домашних играх необходимо развивать умение понимать вопросы «Поровну ли я разделила конфеты?», «Чего больше конфет или печенья». Дети должны научиться отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кусочек хлеба положил колбаску. Колбаски больше, а хлеба меньше».
Величина. Необходимо учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (Этот шнурок длиннее? Какое дерево выше это или то?). Родители должны научить обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий — узкий, одинаковые по ширине, высокий - низкий, равные по высоте, большой — маленький, одинаковые по величине.
Форма. В среднем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Для этого подойдут конструкторские игры, обследование предметов, рисование.
Ориентировка в пространстве. Необходимо развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени. У детей этого возраста нужно формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (Что сейчас день или ночь, утро или вечер?).
Какие же игры можно использовать в домашних условиях для формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста?
Игры с блочным деревянным конструктором. Такие игры проводят дома на ковре. Вместе с ребенком родитель совершает различные постройки, по ходу игры комментирует свои действия. Например, он говорит: «Я возьму вот эти кубики и построю квадратную кухню, как у нас. Здесь я поставлю прямоугольный стол. Возле стола расставлю кубики – это будут стульчики. Как у нас. Посмотри, на нашу квартиру, правильно ли я расставил?
Игры с поиском кладов. Такие игры можно проводить на улице. Родитель сообщает, что спрятал игрушку где-то на площадке. Но чтобы ее найти нужно сделать два шага прямо, потом повернуть налево и сделать еще пять шагов, затем пройти три шага направо. Такие игры подготавливают ребенка к освоению понятий право и лево.
Игры с соревнованиями. Например, родитель в разных местах комнаты клеит на скотч различные геометрические фигуры. Затем предлагает ребенку поиграть в игру «Кто быстрее?». Кто быстрее соберет желтые треугольники? Кто больше найдет синих квадратов? Эта веселая игра стимулирует у детей интерес к математическим понятиям.
Различные мозаики. Родитель предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
Чтение книг. Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, можно просить его отложить столько палочек, сколько было зверей в сказке колобок. А после чтения сказки «Теремок» можно, рассматривая картинки спросить: «Кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста».
Пусть ребенок сам придумывает сказки и истории с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше — меньше, выше — ниже). А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.
Можно для детей устраивать дни рождения с прохождением математического квеста. Когда малышу исполнится четыре года, развесьте по комнате цифры и попросите его отыскать все его цифры. На торт поставьте три свечки и спросите, все ли правильно? Попросите малыша подготовиться к приходу гостей. Посчитать стулья, тарелки, чашки. Сравнить, чего больше чашек или блюдец. На стаканчики тоже можно наклеить цифры, пусть каждый гость запоминает свой стаканчик. А праздничные колпачки можно украсить геометрическими фигурами. А потом провести веселую игру: «Кто треугольник хлопайте, а кто квадрат топайте», «Кто круг громко смейтесь, а кто овал пойте».
Таким образом, родители являются настоящими помощниками и союзниками в математическом воспитании дошкольников. Главное, сделать этот процесс увлекательным и интересным.
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Список использованной литературы
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2006.-172с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.
3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. заведений. М: Издательский центр «Академия», 1997.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Важнейшая задача педагогов и родителей состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных и математических способностей, умеющей эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста становится все более значимым, так как именно активность ума, интерес к математическим явлениям, понятиям, свойствам является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста заключается не только в том, чтобы дать детям элементарные математические знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями математического развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Полноценное математическое развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача и родителей и педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и
числовом уровне.
Родителей и педагогов волнует вопрос, какие же необходимые знания должен усвоить ребенок среднего дошкольного возраста? На что обратить внимание родителям детей четырех лет?
•€Количество. Родителям необходимо развивать умение видеть общий признак предметов группы (Скажи, все мячи — круглые? Скажи, все помидоры красные? Скажи, чего больше на столе чашек или ложек? Все ложки одинакового размера? Скажи, сколько стульев у нашего стола, всем гостям хватит? и т. д.).
•€У детей необходимо развивать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
•€Родители должны формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Здесь можно познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой (Скажи, какой кружок больше?). На улице, в домашних играх необходимо развивать умение понимать вопросы «Поровну ли я разделила конфеты?», «Чего больше конфет или печенья». Дети должны научиться отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кусочек хлеба положил колбаску. Колбаски больше, а хлеба меньше».
•€Величина. Необходимо учить детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (Этот шнурок длиннее? Какое дерево выше это или то?). Родители должны научить обозначать результат сравнения словами: длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий — узкий, одинаковые по ширине, высокий - низкий, равные по высоте, большой — маленький, одинаковые по величине.
•€Форма. В среднем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Для этого подойдут конструкторские игры, обследование предметов, рисование.
•€Ориентировка в пространстве. Необходимо развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.
•€Ориентировка во времени. У детей этого возраста нужно формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (Что сейчас день или ночь, утро или вечер?).
Какие же игры можно использовать в домашних условиях для формирования элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста?
Игры с блочным деревянным конструктором. Такие игры проводят дома на ковре. Вместе с ребенком родитель совершает различные постройки, по ходу игры комментирует свои действия. Например, он говорит: «Я возьму вот эти кубики и построю квадратную кухню, как у нас. Здесь я поставлю прямоугольный стол. Возле стола расставлю кубики – это будут стульчики. Как у нас. Посмотри, на нашу квартиру, правильно ли я расставил?
Игры с поиском кладов. Такие игры можно проводить на улице. Родитель сообщает, что спрятал игрушку где-то на площадке. Но чтобы ее найти нужно сделать два шага прямо, потом повернуть налево и сделать еще пять шагов, затем пройти три шага направо. Такие игры подготавливают ребенка к освоению понятий право и лево.
Игры с соревнованиями. Например, родитель в разных местах комнаты клеит на скотч различные геометрические фигуры. Затем предлагает ребенку поиграть в игру «Кто быстрее?». Кто быстрее соберет желтые треугольники? Кто больше найдет синих квадратов? Эта веселая игра стимулирует у детей интерес к математическим понятиям.
Различные мозаики. Родитель предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
Чтение книг. Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, можно просить его отложить столько палочек, сколько было зверей в сказке колобок. А после чтения сказки «Теремок» можно, рассматривая картинки спросить: «Кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста».
Пусть ребенок сам придумывает сказки и истории с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше — меньше, выше — ниже). А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.
Можно для детей устраивать дни рождения с прохождением математического квеста. Когда малышу исполнится четыре года, развесьте по комнате цифры и попросите его отыскать все его цифры. На торт поставьте три свечки и спросите, все ли правильно? Попросите малыша подготовиться к приходу гостей. Посчитать стулья, тарелки, чашки. Сравнить, чего больше чашек или блюдец. На стаканчики тоже можно наклеить цифры, пусть каждый гость запоминает свой стаканчик. А праздничные колпачки можно украсить геометрическими фигурами. А потом провести веселую игру: «Кто треугольник хлопайте, а кто квадрат топайте», «Кто круг громко смейтесь, а кто овал пойте».
Таким образом, родители являются настоящими помощниками и союзниками в математическом воспитании дошкольников. Главное, сделать этот процесс увлекательным и интересным.
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.
Список использованной литературы
1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2006.-172с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985.
3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних пед. учебн. заведений. М: Издательский центр «Академия», 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования педагога средней группы Маргун Ольги Анатольевны Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Использование развивающих игр и игр- экспериментов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Цель: 1. Изучен...
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений....
Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр
Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр ...
Памятка для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Памятка для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством Steam-технологии «Математическое развитие» «Путешествие в сказку Гуси - лебеди»
Конспект нод по позновательному развитию....
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...