работа с родителями по сенсорному развитию
материал (младшая группа)
Работа с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Месяц Формы работы
Сентябрь Родительское собрание «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»
Октябрь Консультация «Значение сенсорного воспитания»
Оформление альбома группы по теме «Мы играем»
Ноябрь Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»
Выставка дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной.
Изготовление альбома для работы дома «Домашнее задания»
Декабрь Консультация для родителей
«Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и.
Папка-раскладушка «Знакомство с сенсорными эталонами».
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе)
Январь Семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить»
Изготовление альбома «Изучаем фигуры»
Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей средствами природы»
Февраль Родительское собрание
«Чему научились наши малыши»
Игровой практикум для родителей «Знание геометрических форм».
Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности»
Март Консультация на тему «Играем дома»
Изготовление фотоальбома «Наши достижения»
Конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»
Апрель Изготовление папки-раскладушки «Сенсорное развитие через дидактические игры»
Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»
Май Продолжить оформление альбома для родителей «Наши достижения», используя фотографии, где отражена жизнь детей.
Родительское собрание на тему сенсорное воспитание «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»
Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста.
2. Показать в какие игры родители и дети могут играть дома для закрепления полученных знаний.
Ход мероприятия
Игра «Приветствие». (Педагоги и родители встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие по кругу.)
Игра «Клубок» (Вопрос: какой он?)
- Вы продемонстрировали свои сенсорные знания, т.е. свои ощущения об этом предмете.
Роль сенсорного развития детей раннего возраста
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.
Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.
Чему и как научить ребёнка?
Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорных эталонов: цвет, форма, слух, вкус, запах.)
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.
ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).
IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.
V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).
Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.
Подведём итог: какое же значение сенсорное воспитание для малыша. Родителям за ранние предлагалось написать, что такое сенсорное развитие. (Ромашка: середина «сенсорное воспитание», лепестки – «значение»:
1. интеллектуальное развитие,
2. готовит к реальной жизни,
3. развивает наблюдательность,
4. развивает внимание,
5. позитивно влияет на эстетическое чувство,
6. упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
7. усвоение сенсорных эталонов,
8. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.)
2. Презентация «Учимся играя»
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на вилах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети:
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают.
Игра занимает ведущее место в образовательном процессе. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.
Мы используем в работе по сенсорному воспитанию разные виды игр. (Дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые и т.д.)
3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».
На стол перед родителями выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца - «киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
Каждой группе предлагается сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 5-10 минут, далее родители делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.
4. Обмен мнениями по проблеме.
1) В какие игры, развивающие восприятие ребёнка можно играть на улице? В ванной комнате? на кухне?
2) Как по вашему мнению сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?
5. Рефлексия мероприятия.
Игра «Связующая нить». Педагоги и родители встают в круг и передают друг другу клубок, передавая говорят о своих чувствах о мероприятии или пожелания друг другу.
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
1.Является основой для интеллектуального развития.
2.Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
3.Развивает наблюдательность.
4.Готовит к реальной жизни.
5.Позитивно влияет на эстетическое чувство.
6.Является основой для развития воображения.
7.Развивает внимание.
8.Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.
9.Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
10.Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
11.Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
12.Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры.
Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый.
Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрёшки и многое другое. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребёнок приобретает умения действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И всё это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах увлекательных и доступных ребёнку.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Игра это потребность растущего организма. В игре развивается физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действием и правилами, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя (родителя).
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, усидчивость, даёт простор для проявления самостоятельности. А так же дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей. Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем возрасте ребёнок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель (родитель) формирует у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов.
Во время занятий у ребёнка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит воспитатель (родитель).
Дидактические игры в одних случаях выступают своеобразной формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель (родитель) в одно время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
В руководстве дидактическими играми следует выделить три этапа: подготовка игры, её проведение, анализ результатов. Воспитатель предварительно должен изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль. Если тщательно подготовиться к игре, то само её проведение не вызовет у него затруднений. Мера участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия воспитанников советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а так же допущенных ошибок, что не получилось и почему. Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и её ход.
Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют воспитателю (родителю) воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.
Дидактическая игра хороша ещё и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается, радоваться успехам товарищей.
Дидактические игры и занятия имеют определённое значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что вначале даётся нелегко. Сначала ребёнок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной деятельности другого ребёнка: вместе посмотреть игрушку, картинку, вместе ходить, танцевать, петь и т.д. Зарождается интерес к действиям другого ребёнка, радость общих переживаний.
Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.
Развивающие дидактические упражнения для занятий с детьми.
«Что катится?»
Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.
«Чтение потешек»
Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо, получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.
«Сравни предметы»
Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча.
Цель подобных упражнения – развитие внимания у детей.
«Оденем кукол»
Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка.
«Запомни картинку»
Для этой игры необходимо заранее приготовить 10-12 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.
«Будь внимателен»
Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» — изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» — пятиться назад, «птицы» — бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» — стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.
«Загадки»
До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.
Консультации для родителей
«Играйте вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с родителями по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Месяц Формы работы
Сентябрь Родительское собрание «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»
Октябрь Консультация «Значение сенсорного воспитания»
Оформление альбома группы по теме «Мы играем»
Ноябрь Родительское собрание «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»
Выставка дидактических игр для родителей по ознакомлению с цветом, формой и величиной.
Изготовление альбома для работы дома «Домашнее задания»
Декабрь Консультация для родителей
«Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и.
Папка-раскладушка «Знакомство с сенсорными эталонами».
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (предложить использовать четыре цвета, знакомых детям, привлекать детей к работе)
Январь Семинар-практикум «Мы любим рисовать и лепить»
Изготовление альбома «Изучаем фигуры»
Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей средствами природы»
Февраль Родительское собрание
«Чему научились наши малыши»
Игровой практикум для родителей «Знание геометрических форм».
Папка-раскладушка «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в бытовой деятельности»
Март Консультация на тему «Играем дома»
Изготовление фотоальбома «Наши достижения»
Конкурс «Рисуем вместе с мамами и папами»
Апрель Изготовление папки-раскладушки «Сенсорное развитие через дидактические игры»
Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»
Май Продолжить оформление альбома для родителей «Наши достижения», используя фотографии, где отражена жизнь детей.
Родительское собрание на тему сенсорное воспитание «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»
Цель: создание доверительных партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста.
2. Показать в какие игры родители и дети могут играть дома для закрепления полученных знаний.
Ход мероприятия
Игра «Приветствие». (Педагоги и родители встают в круг и приветствуют друг друга через рукопожатие по кругу.)
Игра «Клубок» (Вопрос: какой он?)
- Вы продемонстрировали свои сенсорные знания, т.е. свои ощущения об этом предмете.
Роль сенсорного развития детей раннего возраста
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.
Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.
Чему и как научить ребёнка?
Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. (Педагог прикрепляет к магнитной доске карточки с названиями сенсорных эталонов: цвет, форма, слух, вкус, запах.)
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Выстраивая работу по сенсорному воспитанию, мы педагоги стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, используя личностно – ориентированный подход и выстраиваем работу по сенсорному воспитанию поэтапно.
І этап. Использование приема наложения предметов друг на друга, сопоставления их по размеру, цвету, форме. Воспитатели учат детей обследовать предметы, например, беря в руки шар, учит их накладывать на него ладони сверху, округляя их и невольно уподобляя форме предмета.
ІІ этап. Использование приема обследования предметов. Более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям размещать элементы мозаики в гнездах панели, накладывать детали строительных наборов друг на друга. При этом возникает как бы снятие “слепка”: глаз учит руку – рука учит глаз.
ІІІ этап. Использование приема на выделение отдельных свойств и сравнение предметов по указанному признаку, установление связи между ними. Дети вместе с воспитателями начинают устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений. Дети начинают выделять и обобщать качества, свойства предметов (яблоко красное, флажок тоже красный, мяч и шарф красные).
IV этап. Использование экспериментирования в предметной деятельности. У детей раннего возраста на этом этапе изменяется отношение к своим действиям – они настойчиво добиваются результата, стремятся разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрешку). Воспитатели продолжают учить детей соотносить форму и размер деталей с отверстием в коробке, цвет грибка с цветом столика, целенаправленно соотносить части или признаки между собой.
V этап. Использование в работе с малышами орудийных действий (использование карандаша, салфетки, расчески).
Весь образовательный процесс педагоги стараются выстроить на разнообразных играх, упражнениях, занятиях, создавая комфортные, благоприятные условия для легкого восприятия материала.
Подведём итог: какое же значение сенсорное воспитание для малыша. Родителям за ранние предлагалось написать, что такое сенсорное развитие. (Ромашка: середина «сенсорное воспитание», лепестки – «значение»:
1. интеллектуальное развитие,
2. готовит к реальной жизни,
3. развивает наблюдательность,
4. развивает внимание,
5. позитивно влияет на эстетическое чувство,
6. упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
7. усвоение сенсорных эталонов,
8. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.)
2. Презентация «Учимся играя»
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на вилах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети:
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают.
Игра занимает ведущее место в образовательном процессе. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.
Мы используем в работе по сенсорному воспитанию разные виды игр. (Дидактические, подвижные, словесные, пальчиковые и т.д.)
3. Игровой практикум «Сенсорные игрушки своими руками».
На стол перед родителями выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца - «киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
Каждой группе предлагается сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 5-10 минут, далее родители делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.
4. Обмен мнениями по проблеме.
1) В какие игры, развивающие восприятие ребёнка можно играть на улице? В ванной комнате? на кухне?
2) Как по вашему мнению сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?
5. Рефлексия мероприятия.
Игра «Связующая нить». Педагоги и родители встают в круг и передают друг другу клубок, передавая говорят о своих чувствах о мероприятии или пожелания друг другу.
Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
1.Является основой для интеллектуального развития.
2.Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
3.Развивает наблюдательность.
4.Готовит к реальной жизни.
5.Позитивно влияет на эстетическое чувство.
6.Является основой для развития воображения.
7.Развивает внимание.
8.Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности.
9.Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
10.Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
11.Влияет на расширение словарного запаса ребёнка.
12.Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.
В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.
Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.
Сенсорное развитие ребёнка и дидактические игры.
Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый.
Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрёшки и многое другое. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребёнок приобретает умения действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И всё это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах увлекательных и доступных ребёнку.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Игра это потребность растущего организма. В игре развивается физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действием и правилами, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя (родителя).
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, усидчивость, даёт простор для проявления самостоятельности. А так же дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей. Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем возрасте ребёнок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель (родитель) формирует у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов.
Во время занятий у ребёнка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит воспитатель (родитель).
Дидактические игры в одних случаях выступают своеобразной формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель (родитель) в одно время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
В руководстве дидактическими играми следует выделить три этапа: подготовка игры, её проведение, анализ результатов. Воспитатель предварительно должен изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль. Если тщательно подготовиться к игре, то само её проведение не вызовет у него затруднений. Мера участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия воспитанников советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а так же допущенных ошибок, что не получилось и почему. Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и её ход.
Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют воспитателю (родителю) воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.
Дидактическая игра хороша ещё и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается, радоваться успехам товарищей.
Дидактические игры и занятия имеют определённое значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что вначале даётся нелегко. Сначала ребёнок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной деятельности другого ребёнка: вместе посмотреть игрушку, картинку, вместе ходить, танцевать, петь и т.д. Зарождается интерес к действиям другого ребёнка, радость общих переживаний.
Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.
Развивающие дидактические упражнения для занятий с детьми.
«Что катится?»
Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.
«Чтение потешек»
Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо, получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте.
«Сравни предметы»
Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча.
Цель подобных упражнения – развитие внимания у детей.
«Оденем кукол»
Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка.
«Запомни картинку»
Для этой игры необходимо заранее приготовить 10-12 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка.
«Будь внимателен»
Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» — изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» — пятиться назад, «птицы» — бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» — стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы.
«Загадки»
До начала игры родителям следует подготовить некоторое количество загадок. Не стоит брать очень сложные, требующие долгих размышлений, лучше выбирать лёгкие загадки, лучше в стихах. Игру подобного рода лучше проводить с несколькими детьми, в форме соревнования. По очереди загадывайте детям загадки, оставляя на раздумье несколько минут. Ребёнок, не ответивший на три загадки, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ответил последним. Игры подобного рода призваны развивать у вашего малыша абстрактное мышление и воображение.
Консультации для родителей
«Играйте вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа с детьми по сенсорному развитию
Разнообразный поток информации – это общение. Оно является условием развития центрального речевого аппарата, а отражение действительности в сознании происходит через органы чувств (сенсорную сфер...
Обобщение опыта работы По теме: «Система сенсорного развития детей младшего возраста"
Развитие снсорных способностей у детей младших дошкольников. Этапы развития....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры».
Самообразование необходимо для воспитателя....
«Опыт работы с родителями по сенсорному развитию и мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Мелкая моторика рук - волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем....
Работа с родителями по сенсорному развитию детей раннего возраста и дошкольников
Сенсорное развитие является важнейшей задачей для педагогов и родителей, основой для познавательного и торческого развития личности ребенка...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН работы с детьми и родителями по сенсорному развитию
При достаточно обширном рассмотрении теории сенсорного воспитания в отечественной психолого-педагогической литературе и значительными наработками в опыте дошкольных образовательных учреждений в плане ...
Консультация для родителей по сенсорному развитию "использование «сенсорных коробок»
Использование «сенсорных коробок»...