Семинар-практикум для родителей детей старшей логопедической группы для детей с ТНР
консультация (старшая группа)

Марина Александровна Островских

Данный семинар-практикум знакомит родиетелй с задачами и содержанием работы по обучению грамоте детей с ТНР в старшей логопедической группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminarpraktikum.docx156.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

для родителей  старшей группы с ТНР

 по подготовке дошкольников к обучению грамоте

Уважаемые родители!

Вы переступили порог нашего детского сада,  и пришли в старшую логопедическую группу «Родничок». Мы очень Вам рады и надеемся на плодотворное сотрудничество, потому что именно сотрудничество- взаимодействие семьи и педагогов способно помочь нашим детям преодолеть сложившиеся нарушения и подготовиться к успешному обучению в школе.

 Наряду с первичными нарушениями речи, обуславливающими недостаточность той или иной деятельности и недоразвитие отдельных ее сторон, у наших воспитанников отмечается отягощенность  многочисленными неблагоприятными социальными влияниями, соматическими заболеваниями, которые приводят к задержке развития и личностного самообразования. Большинству наших детей сложно усидеть на месте. У детей  слабо развита моторика пальцев рук, зрительное восприятие, внимание, память, наблюдается общая двигательная неумелость, заторможенность и т.п .

Зачастую, обычных методов и приёмов коррекционной работы с такими детьми не достаточно. Поэтому, одна из главных задач педагога  и родителей, создать определенную образовательную среду, которая даст ребенку возможность слышать, видеть, осязать, познавать окружающий мир и себя. То есть задействовать, по возможности, все сенсорные системы ребенка.  Вот, в этом случае, на помощь  приходит сенсорная интеграция.  Она помогает детям восполнить дефицит сенсорного опыта.

Сенсорная интеграция – это организация сенсорных сигналов, благодаря которым мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение, а так же даёт сенсорный опыт, адекватную способность получать, обрабатывать и интегрировать различные виды информации.

 Дети с тяжелыми речевыми нарушениями нуждаются не только в регулярной речевой практике, но прежде всего в установлении сенсорно-вербальных ассоциаций, которые формируют семантическое поле языкового сознания.

Поэтому, на занятиях с детьми мы используем методы сенсорной интеграции,  которая является фундаментом более сложной интеграции, необходимой для овладения грамотой, навыками учебной деятельности.

Авторские методики сенсорно – интегративной логотерапии  Лынской М. И. легли в основу нашего  педагогического проекта «Сенсорная азбука – к мудрости ступенька».  Погружая детей в удивительный мир звуков через тактильные, вкусовые ощущения, экспериментирование с различными по фактуре материалами надеемся  обеспечить процесс накопления ребенком активного каким либо словаря, развития артикуляционной моторики, фонематического слуха.

Каждую неделю – знакомство с новым звуком. Фоторепортажи с наших занятий мы выкладываем в группе «Viber» «Родничок», результаты работы и домашние задания дети будут приносить домой в конце недели. Убедительная просьба отнестись к творческим работам детей с вниманием и заинтересованностью. Оформить большую папку (работ будем много) «Азбука моего ребенка» и складывать туда работы детей и домашние задания, предварительно беседуя с ребенком о проделанной им работе в детском саду, закрепляя  полученные знания и представления.  Если вы,  по причинам не посещали детский сад, постарайтесь самостоятельно выполнить предлагаемую работу с ребенком дома.

   Для того, что бы вы были в курсе основных направлений работы, мы предлагаем вам следующий материал. Он поможет освежить знания, оценить объем информации  по обучению грамоте, необходимой для усвоения ребенком дошкольником на пороге школьного обучения.

Звук – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции

« […]». Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В русском языке различают 42 звука речи.

Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. Одна буква может обозначать один или несколько звуком, именно поэтому звуков в русском языке больше, чем букв.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

Урок 7: Отличие звуков от букв

2.

Гласные звуки.

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

3.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

Есть разница в том, как мы произносим согласные звуки. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

4.

В русском языке 4 гласные буквы ЕЁЮЯ могут обозначать не один, а два звука. Эти гласные буквы называют йотированными, т.к. они содержат в себе согласный звук [й’] и гласный звук:

Е — [й’э]

Ё — [й’о]

Ю — [й’у]

Я — [й’а]

Гласные буквы ЕЁЮЯ обозначают 2 звука не всегда, а в определённых фонетических позициях:

1) в начале слова: яхта — [й’а]хта, юнга — [й’у]нга;

2) после гласной буквы: каюта — ка[й’у]тапоёт — по[й’о]т;

3) после разделительных Ь и Ъ: пьеса — пь[й’э]сасъезд — съ[й’э]зд.

В положении после согласной буквы гласные буквы ЕЁЮЯ обозначают мягкость согласного и один гласный звук: мята —’ата].

5.

Мак ,Петух, Перо,  Мышь, Аист, Маска,  Автобус.

П– 2М–3А- 2

6.

Звук - минимальная неделимая единица устной речи. Звук произносится речевымаппаратом, а воспринимается органомслуха ухом. 

Буква - это зрительныйсимвол, обозначающий звук на письме, т.е. единица письменной речи. Буквы нужны для записи и чтения.

Понятия "звуки" и "буквы" не тождественны и не могут употребляться друг вместо друга, как нам вздумается! А для детей, чтобы понять и запомнить разницу звуков и букв, учим правило: Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим!

7.

Малина-6 букв, 3 слога, 6 звуков.

[мал'ина]

Ударение ставится на 2-й слог, на букву и — мали́на.

м — [м] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
л — [л'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и — [и] — гласный, ударный
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный

Ботинки, ворона.

Ветер -  5 букв, 2 слога, 5 звуков,

[в'эт'ир]

Ударение ставится на 1-й слог, на букву е — ве́тер.

в — [в'] — согласный, парный звонкий, сонорный, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
т — [т'] — согласный, парный глухой, парный мягкий
е — [и] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

Лампа, камыш.

Яма -  3 буквы, 2 слога, 4 звука.

 [й'ама]

Ударение ставится на 1-й слог, на букву я — я́ма.

я — [й'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[а] — гласный, ударный
м — [м] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный

Яна, юла.

8.

Слог – это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные – неслоговыми (не могут образовать слог).

По своей структуре слоги бывают: 1) открытыми, если оканчиваются гласными; 2) закрытыми, если оканчиваются согласными; 3) прикрытыми, если начинаются согласными; 4) неприкрытыми, если начинаются с гласных.

Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука.

Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. 

Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. 

Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. 

Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон. Слог может состоять из одного гласного, будучи неприкрытым и открытым (о-зе-ро, о-рел, о-хо-та, у-ли-тка).

9.

Маша, Соня, Лена, Саша, Валя, Даша.

10.

Дима, Ваня, Женя, Рома, Паша, Гена.

11.

Автобус, дерево, капуста, телевизор, кастрюля, полотенце.

12.

Предложение —это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.  Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. А в конце предложения ставится точка.

Подсчёт слов: Фразовые считаются как за два, через дефис как одно. Все артикли, частицы, предлоги тоже должны засчитываться. Поэтому предлоги и союзы тоже принимаем за слова и считаем, а слова, написанные через дефис, в предложении будут являться одним словом.

13.

Берёза от ветра стоит качается.

Девочка взяла шелковую ниточку.

Старик со старухой жил да был.

Отец с матерью пришли с работы.

Малыш залился горькими слезами.

Добрый молодец отправилсяв путь.

Бельчонок прыгает с ветки на ветку.

Волк с лисой услыхали крик, да бежать.

Братья отвалили камень и вошли в пещеру.

Девочка посмотрела в свою волшебную книгу.

Котик присел под густым, развесистым дубом.

Малиновка перепархивает с кустика на кустик.

Крепче прежнего честной купец призадумался.

14.

Кукла сидит.  https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/05/s_5e8a1f1fab4e8/1407209_1.jpeg

Мама шьёт платье.https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/05/s_5e8a1f1fab4e8/1407209_1.jpeg

Кошкаспитсладкимсном.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/072d/00033b7c-42fa91bf/img3.jpg

У вас хватило сил прочитать до конца? Вы молодцы!

Не пугайтесь, все  нам по силам.

Да,  работы предстоит много, но в месте -  мы справимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей детей старшей логопедической группы по теме «Звуковой анализ слова»

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

Консультация для родителей детей старшей логопедической группы « Модная одежда»

Все мы живем в современном мире,  хочется, чтобы наши дети были красиво одеты   по моде, но не всегда красивая одежда для детей оказывается удобной и практичной. Дети не  удобную о...

Домашние задания родителям детей старшей логопедической группы (детей с ТНР)

Данный материал представляет задания логопеда родителям детей старшей логопедической группы (детей с ТНР) для отработки лексических тем (лексико-грамматический строй речи)...

Конспект семинара-практикума для родителей в старшей логопедической группе «Волшебная гимнастика для дома и детского сада».

Задачи:1.            активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних условиях;2....

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»

Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 5-6 лет правильной и красивой речи.Задачи:· Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраст...