Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 5-6 лет правильной и красивой речи.
Задачи:
· Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
· Обучить родителей правильному выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений;
· Продемонстрировать наглядный материал, используемый в работе педагогов;
· Продолжать работу по взаимодействию с родителями.
Материалы и оборудование:
· Стулья взрослые, столы;
· Зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль, соль, манка, проч.), ватные шарики, демонстрационный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 5-6 лет правильной и красивой речи.
Задачи:
∙ Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
∙ Обучить родителей правильному выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений;
∙ Продемонстрировать наглядный материал, используемый в работе педагогов;
∙ Продолжать работу по взаимодействию с родителями.
Материалы и оборудование:
∙ Стулья взрослые, столы;
∙ Зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль, соль, манка, проч.), ватные шарики, демонстрационный материал.
Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашей встречи звучит так: «Учите детей говорить правильно»
(В зале полукругом стоят стулья. Родители садятся по желанию, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема семинара-практикума. Чтобы было легко общаться, у родителей на видном месте).
Предлагаю Вам познакомиться поближе. Меня зовут Светлана Александровна.
Для продуктивного знакомства предлагаю вам ответить на предложенные вопросы:
∙ Продолжите фразу: «Я мама (папа) …Имя ребенка»;
∙ Возраст ребенка;
∙ Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить…»
Вот мы и познакомились с вами и вашими детками. Наше знакомство определило, что в зале собрались родители, детям которых от 5 до 6 лет. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. – и это является физиологической нормой. Поздравляю Вас!
А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы: (игра «Вопрос ответ»).
1. Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? (Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.)
2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? ( Посмотрите, как мало рук.) Действительно, в этом возрасте некоторые дети говорят неправильно: нарушено звукопроизношение, наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению? (В нашем зале собрались не так много/много/ родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)
4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка5-6 лет. (Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.)
Предлагаю ещё раз поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей с 5до 6 лет.
Активный словарь
-5лет – 2500-3000 слов
- появляются обобщающие слова;
-дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности;
- в 6 лет почти не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков (исключение – трудные слова)
Грамматический строй
-в 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений;
- используются все основные части речи.
Звукопроизношение
-ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи;
-Наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
Постепенно ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Но очень часто встречаются дети с различными недостатками произношения, обусловленными отклонениями в развитии речи (им необходима специальная помощь логопеда)
Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.
Советы логопеда
∙ Родители должны следить за правильностью собственной речи речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
∙ Речь взрослых: четкая, неторопливая грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
∙ Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной;
∙ Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки;
∙ На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное;
∙ Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания;
∙ Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированости движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений: (Учитель-логопед предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения, объясняет, как правильно их артикулировать.)
Массаж (способствует улучшению мышечного тонуса) Руки растираем и разогреваем И лицо теплом своим нежно умываем, Пальчики сгребают все плохие мысли, Ушки растираем сверху вниз мы быстро, Их вперед сгибаем, Тянем вниз за мочки, А потом мы пальчиками трогаем за щечки!
Развитие просодической части речи (голос, дыхание, темп, ритм, речевой слух.)
Речевой слух очень важен в овладении ребенком речью. Слыша четкие слова, ребенок начинает сам произносить их правильно.
Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков. Игра «загони мяч в ворота»; …(игры на развитие дыхания) Развитие слухового внимания и речевого слуха (различение на слух звучания инструментов)
Игра с родителями на развитие слухового и зрительного внимания «Том – дом - ком»:
Взрослый рассказывает, что изображено на картинках: «Это – ком, это – дом, а это – мальчик Том».
1.Покажи, где дом; где ком; где Том.
2. повтори за мной в том же порядке: Том-дом-ком; ком-Том-дом; дом-ком Том и т.д. (Если ребенок затрудняется повторить за взрослым, то можно повторять слова, показывая картинки).
Игра «отгадай что звучит» (кирпичики с разными звуками)
Чтение художественных произведений
Рекомендации родителям:
1. Литературный материал должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка;
2. Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступны для понимания;
3. Одно и то же произведение можно читать по несколько раз в день;
4. Спросить - о чем говорится, что происходит с главными героями; 5. Учить пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
6. Учить с детьми стихи, потешки, загадки.
А сейчас предлагаю прослушать речь ваших детей (видеозапись) Оценка мероприятия родителями
Перед вами яблонька. Ее нужно украсить красивыми яблоками. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили знания, были активны в участии, украсьте яблоньку красным яблоком. Если вам не понравилось наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте яблоньку зелёным яблоком. (Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-991766-1608554276.jpg)
Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»
Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...
семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/23/picture-95503-1390489119.jpg)
Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»
Консультация с родителями детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися л...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796241-1465306161.jpg)
Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить правильно»
Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно г...
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»
Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/08/picture-938859-1731079177.jpg)
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учите детей любить книгу"
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учите детей любить книгу"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/08/picture-938859-1731079177.jpg)
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учим детей правилам безопасности"
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Учим детей правилам безопасности"...