«Нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию работы с социумом»
статья
В своей работе использовала новую форму – издание журнала «Социальное развитие». Всего их было издано четыре, которые помогли реализовать работу над проектами: «Кто такие взрослые люди?», «Здоровье не купишь», «Этот день мы приближали, как могли», «Зеленый огонек».
Cистематическая работа с детьми, участие в мероприятиях детского сада и социальных объектах, организации работы с социумом, помогла более эффективно решить проблемы нравственного воспитания дошкольников.
Человеческая культура представляет собой сплав материальных и духовных ценностей. Духовные ценности – это достижения в области науки, искусства, просвещения.
Духовным ребенок может вырасти лишь тогда, когда будет соблюдено главное условие его существование, а, именно, в удовлетворение в счастье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы по нравственному воспитанию | 76.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию работы с социумом»
Человеческая культура представляет собой сплав материальных и духовных ценностей. Духовные ценности – это достижения в области науки, искусства, просвещения.
Духовным ребенок может вырасти лишь тогда, когда будет соблюдено главное условие его существование, а, именно, в удовлетворение в счастье.
Каждый человек стремиться к счастью. Чтобы сделать ребенка счастливым, т. е. возвысить его духовно, нужно, прежде всего, удовлетворить его внутренние желания: потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости. Если человек за всю свою жизнь не соприкоснется с подобным нравственным богатством, то он не познает истинной его ценности, будет далек от настоящего счастья. Именно поэтому вопрос о формировании основ духовной этики встает очень остро в наше время, когда получение материальных благ является приоритетным. «Наставь дитяти при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состариться.», - советуют нам Соломоновы притчи.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является – установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Значение социума для дошкольника так же велико, как и значение семьи. Именно здесь сходятся воедино задачи общества, дошкольного образовательного учреждения и семьи: воспитать духовно-нравственную личность.
Из бесед с детьми, наблюдений я выяснила противоречие: способность любить у ребенка – глубокая внутренняя суть, но часто дети не знают, как можно проявить милосердие, благородство, сострадательность по отношению к окружающим, только формально усваивая нормы и правила поведения.
Проанализировав данное противоречие, я выбрала тему углубленной работы: нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию работы с социумом.
Поставила цель – формировать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.
В своей педагогической деятельности отдала предпочтение парциальной программе по социальному развитию «Я – человек» С. А. козловой и методическим пособиям: «Социально-нравственное воспитание детей» И. Ф. Мулько «Социальное развитие детей в ДОУ» Н. В. Ивановой, «Этические беседы с детьми 4-7 лет В.И. Петровой, которые помогли организовать сотрудничество с семьей и социумом и решить основные педагогические задачи:
1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2.Приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Так же определила принципы работы:
- Принцип психологический комфортности;
- Принцип доверительного сотрудничества;
- Принцип активности и сознательности;
Объектом исследования являются нравственные качества детей дошкольного возраста.
Гипотеза – воздействие целенаправленной планомерной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста способствует развитию нравственных качеств детей (милосердия, благородства ).
Свою работу начала с составления плана совместных мероприятий с детьми и родителями группы, предложила его обсудить на родительском собрании. В планировании работы учитывала уровень педагогической культуры и социальный запрос родителей (нужды, потребности, интересы), который выявила с помощью анкетирования.
Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного образовательного учреждения, как «помощника» семьи в развитии и воспитании детей способствует открытость учреждения для родителей, стремление педагогического коллектива к диалогу.
В своей работе учитывала, что положительные результаты в воспитании детей достигаются в сочетании разных форм, методов и приемов сотрудничества с родителями. Поэтому в плане работы, который составила на три года («младшая, средняя, старшая группы) я предусмотрела экскурсии по месту работы родителей, беседы с участием родителей, спортивные развлечения и аттракционы, занятия-показы и т. д. Проведение всех запланированных мероприятий согласовала с родителями, составила конспекты.
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, благородному», - Н.А.Добролюбов.
Во второй младшей группе поставила задачи:
1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2.Осознание детьми себя и происходящими с ними изменениями.
3. Приучение детей вежливости, к соблюдению элементарных моральных норм.
В решении данных задач помогла работа над проектом «Что я знаю о себе», целью которого стало – формирование социально-нравственной компетентности. В проекте поставила методические задачи: познакомить детей со своим организмом, чувствами, мыслями, умениями, с семьей, жизнью детского сада.
Перед детьми поставила проблемные вопросы:
- Назначение систем и органов чувств человека?
- Как можно узнать настроение человека?
- Как можно выразить свои мысли?
- Чем отличаются плохие и хорошие поступки?
- Почему в семье живется хорошо?
В рамках данного проекта проводились сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Библиотека», «Больница», драматизации сказок: «Колобок», «Репка», «Лиса и козел», «Лисичка со скалочкой», дидактические игры: «Найди друзей», «Отгадай настроение». Для родителей проводилась консультации «Калейдоскоп проблем общения», «Застенчивые и тревожные дети», результатом совместной деятельности детей и родителей стала выставка поделок из природного материала «Мастерская Лесовичка». Проект получил название «Я, ты, он она – вместе дружная семья», которым мы занимались в течение второй младшей группы. Оформление результатов проекта – воспитательно- образовательные планы с приложениями.
В результате проведенной работы дети стали общаться спокойно, без крика, дети смогли осознать себя и происходящие с ними изменения, стали вежливыми, уровень благополучия детей в группе сверстников возрос на 30%. (см. приложение №2)
В средней группе поставила задачи:
- Формировать личное отношения ребенка к соблюдению моральных норм.
- Воспитывать чувство долга, способствовать накоплению опыта положительных переживаний.
- Развивать навыки вежливого обращения к окружающим.
Для знакомства с профессиями родителей был оформлен фото альбом «Все работы хороши». В альбоме «Наши славные дела» , дети находили свои фотографии во время труда в детском саду(дежурство по столовой, труд в уголке природы и т. д.). На развлечении «В гостях у Мойдодыра» дети учились навыкам личной гигиены, во время драматизации сказок «Кошкин дом», «Телефон» ребята упражнялись в навыках коммуникации. Для родителей проводились консультации: «Два разных мира – девочки и мальчики», «Мастерим дома вместе с детьми». На занятии «В гостях у доктора Айболита», которое проводила мама-врач, дети познакомились с витаминами, которые помогают укреплять организм, просмотрели презентацию на данную тему. Кроме того, с детьми каждую неделю проводилась кружковая работа «Мир вокруг нас» (см. приложение № 3)
Из бесед, наблюдений за детьми в конце учебного года выяснила, что дети стали сопереживать друг другу, с уважением относятся к людям и результатам труда, у детей развились навыки вежливого обращения к окружающим, уровень благополучия детей в группе возрос на 15%.(см. приложение №2)
В старшей группе были поставлены задачи:
- Сформировать представление о принципах родословной, об образовании имени, фамилии, отечества.
- Познакомить с нормами жизни в коллективе, способствовать переходу нравственных качеств в привычку.
- Познакомить детей с событиями великой Отечественной войны, воспитывать уважение к людям, совершившим подвиг.
- Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
Для решения данных задач с детьми проводилась соответствующая работа: дети совместно с родителями изготовили стенгазеты на тему: «Бессмертный подвиг народа в годы Великой Отечественной войны», поделки из бросового материала к празднику победы. Много положительных эмоций дети и родители получили, участвуя в победных стартах. Для родителей был проведен праздник, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне. На развлечении «Мама, папа, я – спортивная семья», были проведены конкурсы, направленные на сближение детей и родителей друг с другом. Дети и родители поделились друг другом опытом семейного отдыха. Результатом данной работы стала фотовыставка с мини сочинениями «Как мы отдыхали летом». На развлечении «Красный, желтый, зеленый» с детьми закреплены знания правил дорожного движения. Для родителей проводилась консультация «Когда родители ссорятся», фотовыставки: «Дом, в котором мы живем», «Наши любимые домашние животные» сопровождались мини-рассказами детей, изготовлен журнал «Зеленый огонек», в который вошли материалы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Родителями были составлены семейные древа, которые помогли лучше запомнить родственников детей. Так же дети занимались в кружке «Мир вокруг» (см. приложение № 4).
В результате проведенной работы дети стали знать своих ближайших родственников, историю происхождения фамилий, имен, отчеств, уровень благополучия детей в группе повысился по сравнению с началом учебного года на 20 % (см. приложение №2), дети стали соблюдать правила дорожного движения, стали более внимательны по отношению к пожилым людям.
Гипотеза о том, что планомерная работа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста способствует развитию нравственных качеств детей, нашла свое подтверждение.
В своей работе использовала новую форму – издание журнала «Социальное развитие». Всего их было издано четыре, которые помогли реализовать работу над проектами: «Кто такие взрослые люди?», «Здоровье не купишь», «Этот день мы приближали, как могли», «Зеленый огонек».
Таким образом, систематическая работа с детьми, участие в мероприятиях детского сада и социальных объектах, организации работы с социумом, помогла более эффективно решить проблемы нравственного воспитания дошкольников.
Приложение №1
Библиографический список.
- Воспитателю о работе с семьей/ под ред. Н.Ф. Виноградовой М:
Просвещение, 1989;
- Козлова С. А. , Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру, - М: ЛИНКА-ПРЕСС,2000;
- Мулько И.Ф., Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет, Методическое пособие, - М: ТЦ Сфера, 2007;
- Островская Л. Ф., Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников, - М: Просвещение, 1990;
- Петрова В. И., Стульник Т. Д., Этические беседы с детьми 4-7 лет, - М: Мозаика-Синтез, 2007;
- Степанова Г., Социальное развитие дошкольников и его педагогическая оценка в условиях детского сада// Дошкольное воспитание, - 1999, №10 – с.29-40.
Приложение № 2
Оценка благополучия ребенка в группе
Показатели:
1.Играет в одиночестве.
2.Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми.
3.Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу.
4. Играет только с одним и тем же партнером.
5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей.
6. Вступает в конфликт с другими детьми.
7.Ссорится, обижает других детей.
8. Плачет.
9. Жалуется воспитателю.
10.Намеренно мешает другим детям.
Вторая младшая группа
Средняя группа.
Старшая группа
Приложение № 3
Кружок по социальному развитию
«Мир вокруг» ( с детьми 4-5 лет)
Цель – формировать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.
Задачи:
1.Формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм.
2.Воспитывать чувство долга, способствовать накоплению опыта положительных переживаний.
3.Развивать навыки вежливого обращения к окружающим.
Перспективный план кружка.
Октябрь:
- Что означают наши имена.
- О происхождении фамилий.
- Мой дом.
- Моя семья.
Ноябрь:
1. «Экскурсия» по Москве.
2.Развлечение с родителями «Дружная семейка».
3.Моя семья.
4.Рисование «Моя семья».
Декабрь:
1.Подари мне радость
2.Физкультурное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».
3.Встречи с интересными людьми.
Январь:
1.Знакомсво с трудовой деятельностью младшего воспитателя.
2.Создание альбома «Все работы хороши».
3.Праздники нашей жизни.
Февраль:
1.Экскурсия на пищеблок.
2.Знакомство с профессией врача.
3.Домашний труд.
4.Экскурсия в прачечную.
Март:
1.Страна детей.
2.Как живется в стране бездельников.
3.Поговорим о профессиях.
Апрель:
1.Моя улица.
2.Труд людей.
3.Составление плана пути в детский сад.
4. Составление альбома «Наши славные дела».
Приложение № 4
Кружок по социальному развитию
«Мир вокруг» ( с детьми 5-6 лет)
Цель – формировать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающим.
Задачи:
1.Сформировать представление о принципах родословной, об образовании имени, фамилии, отчества.
2.Представлять общий ход развития человека, формировать положительное отношение к взрослым.
3. Познакомить с нормами жизни в коллективе, способствовать перехода нравственных качеств в привычку.
Перспективный план кружка
Октябрь:
1.Работы всякие важны, работы всякие нужны.
2.Кого называют скромным.
3.Я среди людей.
Ноябрь:
1.Устное народное творчество в жизни людей.
2.Папа, мама, я – спортивная семья.
3.Если ты гуляешь один.
4.Кто такие мудрецы.
Декабрь:
1.Необычные сувениры.
2.Мальчики и девочки.
3.Гиганты прошлого.
4. О чем рассказывают знаки на улицах.
Январь:
1.Откуда берется одежда.
2.Работа с политической картой мира.
3.Кто и как считает и измеряет время.
Февраль:
1.Что такое магазин.
2.Земной шар на столе.
3.Создание коллекции «Ткани».
4. Опасные ситуации вокруг нас.
Март:
1.Первый раз в первый класс.
2.Праздник «Зеленого Светофорчика».
3.Мои зеленые друзья.
4.Добрый и злой огонь.
Апрель:
1.Мастера – умельцы.
2.Нужно ли беречь вещи.
3.О чем рассказали звери.
4.Опасные предметы.
Содержание
- Опыт работы по теме «Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста через организацию работы с социумом» стр.1-6
- Приложение № 1
Библиографический список стр.7
- Приложение №2
( оценка благополучия ребенка в группе) стр.8
- Приложение № 3
(перспективный план работы кружка «Мир вокруг нас» с детьми 4-5 лет)
стр.9-10
- Приложение № 4.
( перспективный план работы кружка «Мир вокруг нас» с детьми 5-6 лет)
стр.11-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...
Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...
Опыт работы "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через организацию поисково-познавательной деятельности по ФГОС"
из опыта работы...
Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...
Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». Цель...
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...