Эмоциональная сфера ребёнка
консультация

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_sfera_rebenka.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с разнообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, поступки, действия приобретают знак желаемых, приятных, другие наоборот - отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Поэтому недооценивать роль эмоций в психическом развитии ребенка в этом возрасте, конечно, не следует. Эмоциональное восприятие окружающего мира приводит к тому, что ребенок воспринимает его не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он ему кажется.

Слайд 2

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов).

Слайд 3

Чувства ребенка менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он таиться, как взрослый человек, - у малыша все на виду.

Слайд 4

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испы-тывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности . Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благо-получие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, добро-желательного отношения к другим людям.

Слайд 5

Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие. Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Слайд 6

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"

Слайд 7

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному стульчику, гневается на велосипед, с которого упал.

Слайд 8

В дошкольном возрасте проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы: более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия; эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция; эмоциональные процессы более управляемые, чем в раннем возрасте; развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым); при отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности; при положительном результате действия, ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения; происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата; самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха; появляется способность оценивать свое поведение.

Слайд 9

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и т. д.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции . За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Слайд 10

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувства, настроения и эмоций.

Слайд 11

Признаки эмоционального напряжения: трудность засыпания и беспокойный сон; усталость после незначительной нагрузки; беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность; рассеянность, невнимательность; беспокойство, непоседливость; отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; проявление упрямства; сосание пальца, жевание, слишком жадное поглощение пищи (иногда, наоборот, стойкое нарушение аппетита); боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия); игра с половыми органами; подергивание плеч, качание головой, дрожание рук; снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения; повышенная тревожность; дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.

Слайд 12

Для решения проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, а также использовать специальные упражнения и приемы.

Слайд 13

Рекомендации по предметно-развивающей среде: Можно использовать игровой модуль (детская палатка), который можно использовать и как место уединения, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Такой домик позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать. Также можно использовать его как сухой бассейн. Его наполнитель оказывает благотворный массажный эффект и способствует общему улучшению психофизического состояния, а также он обладает целым рядом сенсорных свойств, которые снимают напряжение и усталость, поднимают настроение, укрепляют мышечную систему, улучшают координацию движений.

Слайд 14

В таком домике можно посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями. Такие альбомы помогают снять напряжение, поднять настроение.

Слайд 15

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и "Шкатулка добрых посланий", в которой они могут оставить своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Слайд 16

Обычно дети хорошо реагируют на такие и подобные им тексты: "Котики бегали и устали, и на коврик прилегли. И беленький котик Ваня прилег, и рыженький котик Сеня прилег, и шустрый котенок Таня прилегла. Лапки котята вытянули, лапки у котят становятся тяжелыми, теплыми: и у котика Тани теплые, и у котика Толи теплые, и у котика Андрюши теплые и тяжелые, никак не поднять. Всем тепло и хорошо лежать на мягком коврике. Закрываются глазки котят: заснул котенок Ванюша, слипаются глазки у кошечки Ирины. Спят котики. Снится им зеленая полянка, теплое солнышко... Отдохнули котики, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!"

Слайд 17

Рисование и музыкальная терапия Для снятия эмоционального напряжения у детей любого возраста можно использовать рисование и музыкальную терапию. Упражнение «Музыкальная загадка» Описание игры: дети слушают запись какого-то музыкального произведения, затем предполагают, какую картину задумал композитор. Можно предложить детям нарисовать возникшую в процессе слушания картину, затем рассказать, почему у них возникли именно такие образы.

Слайд 18

Лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка . Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом. Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.

Слайд 19

Заканчивая разговор об эмоциональной сфере ребенка, еще раз хочется подчеркнуть, что именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Обогащение эмоциональной сферы ребёнка средствами музыки"

Материал из опыта работы, предназначен для муз.руководителей и воспитателей           ...

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы ребёнка

Блок II. Развитие эмоциональной сферы ребёнкаЗанятие 2.1. «На что похожа моя эмоция?» Цель: формирование словаря эмоций и объяснение эмоциональных различий.Ход занятия: перед детьми раскладывают ...

Формирование социально – эмоциональной сферы ребёнка через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития социально-эмоциональной сферы ребенка, так как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ре...

Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.

Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....

Конспект организации и проведения занятия по познавательному развитию и формирования социально- эмоциональной сферы ребёнка в 1 младшей группе

Конспект организации и проведения занятия по познавательному развитию и формирования социально- эмоциональной сферы ребёнка в 1 младшей группе. Тема: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»...

Развитие эмоциональный сферы ребёнка-дошкольника в процессе ознакомления со сказкой/Проект

Эффективность применения сказки как основы развития эмоциональной сферы ребёнка в современных условиях...