Развитие эмоциональный сферы ребёнка-дошкольника в процессе ознакомления со сказкой/Проект
проект (старшая группа) на тему
Эффективность применения сказки как основы развития эмоциональной сферы ребёнка в современных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы ребенка – дошкольника
в процессе ознакомления со сказкой.
Из опыта работы Крыловой Любови Фёдоровны,
воспитателя МДОУ «Детский сад № 18 «Ручеёк»
общеразвивающего вида» г. Новотроицка Оренбургской обл.
Условия возникновения, становления опыта.
В сегодняшний нестабильный период – устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии. Такие особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:
- во взаимоотношениях мужчин и женщин (кризис семьи);
- во взаимоотношениях родителей и детей (отказные дети, брошенные
старики);
- во взаимоотношениях между общественными учреждениями (ДОУ,
школа) и семьёй (рыночные отношения обостряют конфликт);
- во внутреннем мире людей всех возрастов (одиночество, депрессия,
суицид)
И страшнейший из всех дефицитов нашего времени – дефицит родительской любви! Он не проходит бесследно для развития ребёнка. Прежде всего, это важно для осознания того « какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или нежеланный, постоянно раздражающий, мешающий. А так же для последующего формирования на этой основе отношения к миру доверительного или, наоборот, – агрессивного, враждебного. Эмоциональные нарушения у детей составляют наибольшее число случаев по результатам обращений в психологическую консультацию. Возможной причиной этой проблемы может являться неразвитая эмоциональная сфера детей.
Актуальность и перспективность опыта
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально –
экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и
достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации,
научный и экономический потенциал общества .
Поэтому данный опыт, направленный на развитие эмоциональной сферы,
очень актуален.
Новизна и практическая значимость
- Учёт современных условий жизни при создании и реализации опыта.
- Оптимизация взаимоотношений в системах «ребенок – ребенок»,
«ребёнок – воспитатель», «ребёнок – родитель», «воспитатель –
родитель» путём развития основных компонентов эмоциональной сферы и изменения содержания форм взаимоотношений между родителями, детьми и сотрудниками ДОУ.
- Разработка и применение на практике критериев показателей развитости
эмоциональной восприимчивости детей.
- Разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей
«Отличительные особенности эмоциональных реакций мальчиков и девочек (полодифференцированный подход)».
Теоретическая база опыта
Основополагающими теоретическими концепциями в нашей технологии стали:
- концепция эмоционального развития ребенка (А. В. Запорожец, Л. А.
Абрамян, Л. П. Стрелкова);
- идеи психологов (К.-Г. Юнга, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой), считающих
сказку частью становления личности, применяющих сказку в терапевтических целях;
- педагогические труды А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуда, О. А. Шаграевой, Н.
Кряжевой и др., в которых анализируются условия, факторы, особенности
развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства;
- методика, разработанная под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой
(развитие речи и речевого общения в контексте эмоционального словаря).
Совокупность выделенных концептуальных положений позволяет определить базовые теоретические положения технологии:
- уточнение роли эмоций для всего хода психического развития ребенка,
особенно в период дошкольного детства;
- раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и
обучения ребенка;
- поиск методов, приемов, техник управления развитием эмоциональной
сферы ребенка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.
Принципы, на которых базируется технология использования сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста:
- Принцип системности, позволяющий решать задачи развития
эмоциональной сферы в дошкольном возрасте во взаимосвязи группы задач (обогащения представлений детей об эмоциях и чувствах, их вербализации; активизации персонального опыта чувствования ребёнка, включение его в ситуации,требующие сочувствия,совместного действия)
- Принцип единства диагностики и развития (постоянный контроль за
динамикой эмоциональных состояний ребёнка, чувств, переживаний)
- Деятельностный принцип (базовым видом выступает игра как ведущая
деятельность детей дошкольного возраста)
- Принцип учёта возрастно – психологических и индивидуальных
особенностей ребёнка.
- Принцип комплексности (использование взаимодополняющих методов и
приёмов)
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения
ребёнка.
Ведущая педагогическая идея.
Применение сказки – естественного спутника жизни ребенка – обладающей великой воспитательной силой, поможет обеспечить более качественный результат в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста:
- разовьётся интерес ребёнка к внутреннему миру человека;
- расширятся представления об эмоциях и чувствах (своих и окружающих
людей);
- обогатится терминологическая оснащенность языка (качественно и
количественно);
- активизируется эмоционально - чувственный опыт ребёнка, способность
находить адекватные способы выражения эмоций, чувств, ощущений, переживаний;
- выявятся и реализуются творческие интересы, склонности и способности
детей;
- смягчатся и даже полностью устранятся психоэмоциональные нарушения
(тревожность, агрессивность, эгоизм, эмоциональная неустойчивость).
Технология опыта
- Данный опыт рассматривается как часть программы сотрудничества
семьи и ДОУ через создание единого здоровье сберегающего пространства « Детский сад - семья ». Представляет собой цикл мероприятий с участием педагогов - специалистов и родителей воспитанников. Ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и рассчитан на 1 год обучения. Опыт имеет традиционную структуру и включает в себя:
- концептуальный этап:
- подбор, изучение, анализ литературы по теме;
- определение и разработка целей, задач, форм и методов работы, тематическое планирование;
- определение ресурсов реализации опыта.
- исходно – диагностический этап:
- разработка критериев показателей развитости эмоциональной сферы ребенка – дошкольника старшего возраста (мониторинг);
- диагностика на основе тестирования.
- коррекционно-технологический этап:
- создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребёнок - воспитатель, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, воспитатель – родитель.
- реализация работы по эмоциональному развитию детей старшего возраста в процессе ознакомления со сказкой с учётом индивидуальных и половых особенностей развития детей.
- итогово – диагностический этап:
- анализ данных и обработка результатов;
- формулирование выводов.
Результативность
Взяв сказку за основу развития эмоций у детей, мы провели целенаправленную системную работу, которая дала положительную динамику в развитии основных компонентов эмоциональной сферы детей:
- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
- адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
- адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.
Адресная направленность
Опыт доступен и может быть использован воспитателями, музыкальными руководителями, руководителями изостудий, учителями начальной школы как полностью, так и вариативно.
Выводы
Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденция к «закрытому» образу жизни и главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.
«Может случиться так, что выживание рода человеческого будет зависеть от нашей способности проявить безграничное сострадание (Эрик Хоффер)»
Литература.
- Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок. Перевод с нем. И. Гилярой. Москва, 2003.
- Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. «ЦПО», Москва, 2007.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. «Айрис Пресс», Москва, 2004.
- Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др.; под ред. Кошелевой А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, «Прсвещение», 1985.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Москва, «Сфера», 2008.
- Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2009.
- Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва, 2003.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание 1989 № 5, 9.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Москва, «Аркти», 2001.
- Мухина В. С. Детская психология. Москва, ООО «Апрель Пресс», 1999.
- Рылеева Е. В. Путешествие в мир эмоций. Москва, «Линка Пресс», 2000.
- Стрелкова Л. П. Уроки сказки. Москва, 1989.
- Смирнова Е. О. Детская психология. Москва, 2003.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, «Фолно», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей в процессе элементарного музицирования
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Особенно остро она встает в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся поступать ...
Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»
В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Методическая разработка...
Роль игры в процессе развития эмоциональной сферы дошкольников.
Консультация для педагогов и родителей...
Проект " Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий"
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год
Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...
Консультация для родителей «Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой»
Консультация для родителей по теме: «Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой»...