Сказка не только учит, но и лечит.
статья
Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка не только учит, но и лечит.
Сказка – это всегда интрига, тайна, которую очень хочется разгадать! Её с одинаковым желанием и вниманием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и неповоротливые молчуны. Тайны, волшебство – завораживающее действие.
Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны разные сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.
Есть такая технология - сказкотерапия, проще говоря это воздействие на детей посредством сказки.
Сказкотерапия дает детям возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.
В дошкольной педагогике есть много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Но сказка имеет широкие психолого – педагогические возможности:
-развития творческих способностей детей и умение понимать свой внутренний мир и окружающих (чувства, мотивы поведения, отношение к другим людям и природе),
-формирования у детей безопасного поведения в окружающем мире.
Нам всем в детстве читали сказки…И нам они просто очень нравились. Мы и не думали, что взрослые пытаются как-то с помощью сказок на нас воздействовать и помочь:
-как справляться с трудностями,
-как приобрести и ценить дружбу,
-как прощать,
-как строить отношения с родителями и сверстниками.
-правильно вести себя в опасных ситуациях и находить из них выход.
Способы и приемы
Вачков И. В. выделил 24 способа и приёма работы со сказкой.
Вот некоторые из них:
- Чтение и последующее обсуждение сказок.
- Рассказывание сказки.
- Характеристика героев с формулированием своего отношения.
- Включение в сказку персонажа другой сказки.
- Рисование иллюстраций к сказке.
- Рассказывание сказки наоборот.
- Суд над персонажем.
- Создание сказки по имеющейся модели.
Иногда негативное поведение ребёнка тоже может привести к попаданию в опасную ситуацию.
Как можно воздействовать на ребёнка, у которого проявляется негативное поведение?
Здесь мы можем воспользоваться сказкотерапией
Ребёнок желает властвовать над ситуацией, взрослыми и сверстниками…
(основная мысль сказки, которую мы подбираем в том, что хороший «лидер» прежде всего должен заботиться о безопасности своих друзей),
Ребёнку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи…
(В сказке главному герою предлагаются способы преодоления страха).
У ребёнка не сформировано чувство меры…
(подбираем такую сказку, где ситуация доходит до абсурда, показывая последствия поступков героя, и где оставляется выбор стиля поведения за ним. Например, «Горшочек каши»)
Cказкотерапия в детском саду и дома:
- Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.
- Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.
- Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.
Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит".
В данной статье описан проект "Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит". Приведены основные разделы учебного плана по программе азбука общения.В статье собраны авторские детские сказки на тему "Ког...
Консультация для родителей "Я не художник, я только учусь"
Уважаемые родители! Если возраст вашего ребенка от 1,5 до 7 лет, и вы всерьез заинтересованы в том, чтобы он полноценно и всесторонне развивался, раскрыл свои природные художественные спос...
Практикум для родителей "Я не волшебник, я только учусь"
Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов и родителям. Может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а т...
Эссе "Я не волшебник, я только учусь..."
Эссе молодого педагога....
ПРОЕКТ «Я не волшебник, я только учусь»
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноц...
ПРОЕКТ «Я не волшебник, я только учусь»
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности...
"Я не волшебник,я только учусь"
Проект...