Характеристика речевого развития детей в норме
консультация
1. Возрастные нормативы речевого развития детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет |
2. Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет |
3. Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика речевого развития детей в норме Возрастные нормативы речевого развития детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет Словарь. Идет интенсивное усвоение родного языка. К 5 годам словарный запас – от 2 тысяч слов до 3 тысяч слов. Словарь увеличивается и количественно и качественно. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, производимые с ними действия. Ребенок может определить назначение предмета, функциональные признаки начинает подбирать с противоположным значением, сравнивает предметы и явления. В словаре преобладают существительные, появляются в речи слова, обозначающие части и детали предметов, обобщающие слова, существительные с собирательным значением, существительные. Обозначающие названия отдельных профессий, инструментов, трудового оборудования. Появляются первые абстрактные понятия, существительные, характеризующие состояние и настроение людей. Прилагательные употребляются в речи для обозначения предмета, его качества (при определении цвета, кроме основных цветов, к пяти годам называет голубой и оранжевый). Появляются притяжательные прилагательные и наречия (больше, меньше, короче, длиннее), а также сравнительная степень прилагательных, личные местоимения, которые чаще выступают в роли подлежащих. Совершенствуется глагольный словарь. Идет усвоение глаголов движения, а также глаголов, обозначающих трудовые действия. Ребенок определяет и называет местоположение предмета (около, рядом, между, справа, слева), время суток. Использует наиболее употребляемые наречия, служебные слова, местоимения, союзы и предлоги: к трем годам – в, на, у, с, из, над, под, к, за; к четырем годам – по, вместо, после, над, под; к пяти – отмечается употребление большего количества предлогов и множество союзов, предлоги употребляются в разных значениях, совершенствуется умение их правильно использовать. Грамматический строй речи Морфология. Усваиваются основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных ед. мн. числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляет формы повелительного наклонения, возвратных глаголов, приставочные глаголы. Усваивается согласование прилагательных с существительными в роде и числе, числительных, местоимений с существительными. Еще имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах, в употреблении Р. п. мн. числа существительных. Словообразование. Формируется навык словообразования. Идет усвоение суффиксов уменьшительности, увеличительности. Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта). Осваивается особый вид словообразования – называние (номинация предметов), при котором в структуре слова отражаются связи с его функциями и другими предметами (сахарница, учительница, выключатель). Образует существительные, обозначающие детенышей животных, употребляет их в И. п. и Р. п. Учится образовывать приставочные, звукоподражательные глаголы. Синтаксис. Предложения становятся распространенными. Употребляет предложения с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями, правильно согласует слова в простом предложении. Учится использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, используя в своей речи вводные конструкции. Чаще использует сложносочиненные предложения, реже сложноподчиненные. Появляется возможность устанавливать причинно-следственные связи, пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинает с союза потому что) имена существительные могут заменяться местоимениями. Некоторые типы предложений вызывают у ребенка затруднения. В связи с усложнением предложений возрастает количество синтаксических ошибок в них. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, у ребенка появляется чуткость к слову, рифме, ребенок придумывает новые слова и выражения (словотворчество). Связная речь. Диалогическая форма. Активно стремится к интеллектуальному общению. Задает вопросы: Что? Кто? Почему? Когда? Как? Зачем? Для чего? (возраст «почемучек»). Отвечает на вопросы: Кто? Как? Почему? Использует в речи вопросительные предложения. Овладевает связной монологической речью. Осваивает разные типы высказываний – описание и повествование. После четырех лет ребенок может пересказать сказку, рассказать стихотворение. К пяти годам появляется пересказ прочитанного текста (после двукратного повторения), небольших рассказов, сказок. Речь становится более связной последовательной. Ребенок осваивает описательную речь – составляет небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины. Может нарушаться структура и последовательность изложения, что затрудняет связь между предложениями и частями высказывания. Начинает развиваться внутренняя речь (свернутая сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности), ребенок использует в речи элементы рассуждения. К пяти годам у ребенка совершенствуется диалогическая речь, он поддерживает беседу, передает свои впечатления об увиденном. Общие речевые навыки. Просодика. Улавливает в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражает им (при пересказе сказки). Может произвольно менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа, может говорить шепотом. Интонационная выразительность речи еще недостаточно развита. Совершенствуется речевое дыхание, может произнести на выдохе фразу из четырех-пяти слов. Фонематический (речевой) слух. Совершенствуется речевой слух, может осознавать особенности своего произношения. Узнает звук на фоне слова, подбирает слова с заданным звуком. Развиваются простейшие формы звукового анализа. Появляется интерес к звуковому оформлению слова, подбирать рифмы. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. Слоговая структура. Присутствуют нарушения в словах сложного слогового состава. Фонетическая сторона речи. Идет дальнейшая нормализация (вводятся звуки позднего онтогенеза) звукопроизношения, в речи к четырем годам появляются шипящие Ш, Ж, Ч, Щ . Может наблюдаться смешение свистящих и шипящих; отсутствие вибрантов Р, Р’; отсутствие сонора Л ; замена Р-> Л, Р’-> Л'. Дифференциация С – Ш, З – Ж, С’ – Щ, Т’ – Ч. Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет В этом возрасте развиваются все стороны речи ребенка. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Словарь. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный, (но ребенок еще не может достаточно свободно пользоваться ими). Ребенок понимает, осознает оттенки значений глаголов, отражающих характер движения и прилагательных оценочного характера, многозначность слов. Появляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Идет формирование видовых родовых понятий. Отмечается качественное увеличение словаря. Существительные – ребенок чаще использует слова с обобщающим значением, собирательные существительные, более тонко дифференцирует их, в словаре больше слов названий, отдельных деталей и частей, существительных, обозначающих названия профессий, социальных учреждений, инструментов оборудования. Глаголы – возрастает не только их количество в речи, но и качество. Использует разные формы глаголов, приставочные глаголы, глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Прилагательные – употребляет прилагательные, обозначающие различные признаки предметов. Больше качественных прилагательных, меньше относительных и притяжательных. Наречия – употребляет наречия, характеризующие отношения людей к труду, качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Числительные – отдельные числительные. Деепричастие – сидя. Предлоги – использует как простые, так и сложные предлоги. Предлоги, союзы употребляются в самых разных значениях (встречаются неточности их употребления). Совершенствуется умение подбирать слова с противоположным значением – антонимы (существительные, прилагательные, глаголы, наречия), а также сова со сходным значением – синонимы. Грамматический строй речи Морфология. Совершенствуется умение согласовывать в предложении прилагательные, числительные с существительными, формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребенок правильно пользуется многими грамматическими формами. К 6-ти годам усваивает предложно – падежные формы единственного и множественного числа, изменения большинства прилагательных по падежам, числам, родам, правильно употребляет глаголы, наречия. Встречаются еще ошибки при образовании разных грамматических форм, особенно Р. п. мн. числа существительных. Словообразование. Совершенствуются способы словообразования (суффиксальный, суффиксально-префиксальный, способ словосложения). Ребенок образует форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу). Синтаксис. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений – в структурном отношении речь усложняется, возрастает объем высказываний. Ребенок еще испытывает затруднения в правильном построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении. Связная речь Диалогическая речь. Совершенствуется диалогическая речь. Ребенок более активно участвует в беседе, разговоре, дает более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. Ребенок может поддержать беседу, задавать вопросы сам, отвечать правильно на вопросы взрослого и сверстника. Учится строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета. Пользуется прямой и косвенной речью, в диалогической речи использует как краткую, так и развернутую форму высказывания. Монологическая речь. Совершенствуется связная монологическая речь. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете по картине, по серии картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера. Появляется умение устанавливать причинно-следственные связи, пространственные, временные и другие отношения, зависимости между предметами. Высказывания становятся выразительнее, содержательнее, и точнее, а фраза более развернутой. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в повествовательном высказывании. Активно осваивает построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи ребенок начинает пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, предложений между собой. Ребенок еще испытывает затруднения при построении связного текста с использованием всех структурных элементов (начало, середина, конец), в соединении различными способами цепной и параллельной связи частей высказывания. Речевой слух. Совершенствуется речевой слух. Появляется критичность к собственной речи и речи окружающих, умение замечать речевые недостатки, контролировать собственную речь (вырабатывается самоконтроль). Просодика. Совершенствуется речевое дыхание, выдох становится более продолжительным (5 – 6 слов на выдохе). Ребенок регулирует темп и громкость речи в зависимости от ситуации, более свободно использует средства интонационной выразительности. Часто пользуется в речи вопросительной, повествовательной интонацией, может передать свои чувства.
Возрастные нормативы речевого развития детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он может свободно общаться со взрослыми и сверстниками и поддерживать разговор на тему доступную его возрасту. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (одежда – зимняя, летняя, инструменты); при обозначении качеств, особенностей предметов и материалов (кисло-сладкий); а также качеств и свойств по степени выраженности (тяжелее, темно-зеленый); название материалов и их признаков, профессии (строительные, военные). Ребенок все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Чаще в речи начинает употреблять отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользуется антонимами, эпитетами, понимает метафоры (море смеялось). У детей складывается представления о многозначности слов. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания может подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, подмечая в них сходство и различие (белый, как снег). Подбирает рифмы. Грамматика. Морфология. Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Ребенок овладевает всеми грамматическими формами имен существительных и прилагательных, формами спряжения наиболее употребляемых глаголов. Совершенствуется навык словообразования. Образует (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова. Для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) в речи пользуется наречиями. Правильно использует ударение. Встречаются еще трудности при употреблении несклоняемых существительных. Чутко реагирует на грамматические ошибки как свои, так и других людей, наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. Синтаксис. Использует в речи разнообразные конструкции и виды предложений. Правильно составляет простые предложения, предложения с однородными членами, употребляя при этом соединительные, противительные, разделительные союзы. Использует в своей речи и сложные предложения, чаще сложноподчиненные, выражающие разнообразные синтаксические отношения (дополнительные, целевые, условные отношения), употребляет причастный и деепричастный обороты, (свободно владеет родным языком). Связная речь. Речь становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. Строит различные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение). Соблюдая их структуру и разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказывания. Ребенок свободно пользуется монологической речью, способен пересказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Фонетико-фонематические процессы. Ребенок не только правильно произносит, но и хорошо различает фонемы и слова. Имеет элементарное представление о языковой действительности (о звуке, слове, предложении). Важнейший итог развития речи дошкольника к семи годам – речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, также средством планирования и регуляции поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей в норме
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внутренней и вн...
Характеристика речевого развития детей
Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи.Речь становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны ре...
Консультация для родителей. Тема "Характеристика речевого развития детей 6 лет"
"Характеристика речевого развития детей 6 лет"...
«Характеристика речевого развития детей 5–6 лет»
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интон...
Характеристика речевого развития детей
Характеристика речевого развития детей Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, п...
«Речевое развитие детей в норме».
Консультация учителя-логопеда для родителей и педагогов....
Этапы речевого развития детей в норме.
конмультация для родителей и педагогов...