Характеристика речевого развития детей
статья по развитию речи на тему

Шагаева Татьяна Александровна
Характеристика речевого развития детей Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, происходят заметные изменения в освоении словообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Характеристика речевого развития детей

Освоение связанной монологической речи-это главное направление развития речи на пятом году жизни. Начинается активное словотворчество, происходят заметные изменения в освоении словообразования.

Словарь обогащается именами прилагательными и глаголами. Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают явления и предметы, употребляют обобщающие слова ( существительные  с собирательным значением.). Они могут определять назначение предмета, функциональные признаки. Детей пятого года жизни называют «почемучками». Запас слов у них довольно большой, дети употребляют слова в самых разнообразных  грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли сложными предложениями,, осваивают умение строить высказывания разных типов- описательные и повествовательные.

 Речь становится более последовательной и связанной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи, звуковая сторона речи  структура речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

У детей средней группы можно заметить большое тяготение к рифме. Ребенок охотно подбирает и рифмует слова, порой лишая их при этом всякого смысла. Само же занятие оказывается далеко не бессмысленным: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию, сходные и различные по звучанию, выделять их в отдельные звуки.

Между  тем в речи детей пятого года жизни еще встречаются нарушения.  Не все дети правильно произносят сонорные и шипящие звуки, у некоторых недостаточно    интонационная выразительность. Дошкольники практически осваивают правила грамматики, морфологические средства языка ( согласование слов в роде, падеже, числе )и т.д. Еще имеются недостатки в освоении грамматических правил речи ( согласовании существительных и прилагательных в числе и роде, употребление родительного падежа множественного числа). В предложении часто отсутствуют слова,  содержащие основной смысл,  имена существительные заменяются местоимениями.

 Речь детей среднего дошкольного возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, но попытка объяснить значение слова вызывает у многих затруднение.

Многие дошкольники в достаточной степени не владеют умением строить описание и повествование: не могут связывать предложения и отдельные части высказывания, нарушают структуру последовательность.

Речь детей в течении года постепенно становится

 Более последовательной и связанной. Что дает возможность ребенку  совместно с воспитателем составлять небольшие повествования ,в которых ребенок может составлять свой словарь, употреблять причастия, наречия, строить предложения разных видов. Далее дети  отходят от простого подражания и учатся рассказывать ,излагать свои мысли более самостоятельно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика речевого развития детей

Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи.Речь становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны ре...

«Характеристика речевого развития детей 5–6 лет»

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интон...

Характеристика речевого развития детей.

Знание   возрастных особенностей речи ребенка поможет родителям и педагогам  правильно оценить динамику в речевом развитии и подскажет дальнейшие действия....

Основные характеристики речевого развития детей третьего года жизни

В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически...

Характеристика речевого развития детей дошкольного возраста

Раскрываются этапы речевого развития детей дошкольного возраста...