" Что мы не понимаем? Готовность к школе"
консультация (подготовительная группа)
«Готовность к школе»- что же мы понимаем под этим словосочетанием?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему: «Готовность к школе: Что мы не понимаем?»
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Проблема готовности к школе появилась относительно недавно, в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни дети учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, традиционные методы обучения потерпели неудачу.
«Готовность к школе»- что же мы понимаем под этим словосочетанием?
Прежде всего, рассмотрим суть понятия «готовность».
Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не просто набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Нельзя применять это понятие только к школьной готовности. Ведь каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться в летний лагерь без родителей, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребенок не готов на данном этапе своего развития включаться в новый вид деятельности, то и результат не будет успешным.
Большое внимание важно уделить именно психологической подготовке к школе. Формирование интереса и желания учиться как составляющих психологической готовности на деле оказывается важнее освоения чтения, письма и счета. Просто результаты не столь очевидны по сравнению с овладением учебными навыками.
Психологическая готовность – это комплексный процесс, включающий несколько компонентов: мотивационный, интеллектуальный, личностный, социальный и эмоционально-волевой.
Что же вы, как родитель, можете сделать, чтобы способствовать формированию важных психических функций вашего ребенка?
- Мотивационная готовность
Формировать положительное отношение к школе. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, активный поиск ответов на многочисленные вопросы.
Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя – это атрибуты: красивый портфель, школьная форма, яркие учебники и др. Внутренняя мотивация – желание узнавать новое, любознательность, интерес к неизведанному, а также новый статус школьника, потребность занять определенную позицию в обществе.
Можно поиграть в школу, проверить готов ли ваш ребенок принимать роль ученика.
- Личностная готовность
Знание и соблюдение правил поведения, готовность к сотрудничеству можно развивать в семье. Для этого должны быть введены четкие семейные правила, за нарушение которых ребенка ждет заслуженное наказание. Выполнение несложных домашних поручений – это опыт проявления самостоятельности и ответственности.
Очень важен и личный пример родителей. Терпеливые, доброжелательные беседы помогут формировать адекватную реакцию на критику и направлять нравственное развитие дошкольника.
- Социальная готовность
Дети, посещающие детский сад данный компонент осваивают лучше, чем «домашние» дети. При этом независимо от того посещает ребенок детский сад, важно предоставлять ему больше свободы в выстраивании отношений с другими детьми, чтобы он приобретал социальный опыт.
- Интеллектуальная готовность
Познавательные процессы можно совершенствовать с помощью игр и развивающих занятий. Особое внимание необходимо уделять развитию речи. И здесь важно личное общение с ребенком, совместное чтение и обсуждение книг.
- Эмоционально-волевой компонент.
Самый непростой компонент, так как произвольность поведения и познавательных процессов еще очень несовершенна и находятся в процессе активного развития.
Произвольность и способность к рефлексии можно развивать в играх с правилами и в коллективных играх. Усидчивость хорошо развивать с помощью настольных игр.
Насколько данный компонент развит у вашего ребенка можно «проверить» проведя эксперимент Маршмелоу.
В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут) во время которого экспериментатор покинул комнату, чтобы вернуться после ожидания. В качестве вознаграждения использовалось любимое лакомство детей.
Девять условных «умений», которые должен освоить будущий первоклассник.
- Играть по правилам
- Ездить на велосипеде
- Знать день своего рождения (ориентация во временном пространстве)
- Заваривать чай и делать бутерброды (выполнение простых алгоритмов действия)
- Мелкая моторика
- Уметь контролировать поведение
- Задавать вопросы
- Договариваться со сверстниками
- Принимать помощь
- Верить в свои силы!
Ваша поддержка, внутренне спокойствие и уверенность помогут успешно адаптироваться к школе. Главное, уделить достаточно внимания различным аспектам психологической готовности, чтобы свести к минимуму риск возникновения нежелания учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....