Дидактические игры в обучении детей основам математике
консультация (старшая группа)

Рожкова Елена Александровна

Дидактические игры повышают, качество математической подготовленности к школе, позволяют детям более свободно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rodit.docx830.51 КБ

Предварительный просмотр:

               Дидактические игры в обучении детей основам математике

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

    В дошкольном возрасте  игра имеет огромное значение в жизни дошкольника. Потребность в игре сохраняется. Она занимает важное место впервые годы обучения в школе.  В игре дошкольник приобретает новые умения, знания и навыки. Игра позволяет обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение. Дети играют, не подозревая, что осваивают и приобретают новые знания и умения.

   Следовательно, роль дидактических игр в умственном развитии детей несомненна.

Рекомендую игры таких групп:

1.  Игры с цифрами и числами

2.  Игры путешествие во времени

3.  Игры на ориентирование в пространстве

4.  Игры с геометрическими фигурами

Первая группа дидактических игр - обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Анализируя сказочный сюжет,  знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

                               Дидактическая игра: «Божья коровка»

Цель: Соотношение карточки – фишки (божья коровка) с цифрой на ромашке.

Задачи:

1.Учить детей сопоставлять цифру и количество точек у божьей коровки.

2.Развивать математическую логику, внимание, мелкую моторику рук, мышление, и связную речь.

3.Обучать навыкам порядкового счета.

4.Закреплять знания об образовании чисел в пределах 10.

Ход игры:

Рассмотреть цифры на ромашках, посчитать от 1 до 10. Затем посчитать точки на божьих коровках, сопоставить цифру на ромашке с количеством точек и посадить божью коровку на ромашку с соответствующей цифрой.

Проговорить свои действия: На божьей коровке 4 точки, посажу её на ромашку с цифрой 4.

hello_html_m5ab29fe5.jpg      hello_html_1f214633.jpg

                                        Дидактическая игра: « Что изменилось»

Цель: закрепить умение пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Развивать внимание и память. Воспитывать усидчивость, настойчивость, желание думать, искать свои пути решения.

Задачи:

1.Обучить навыкам порядкового счета

2.Закрепить знания об образовании чисел в пределах 10.

Ход игры: Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой – либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, а значит, нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дошкольники открывают глаза и распознают ошибку и редактируют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, а, следовательно, изменяют количество предметов в группах. Дошкольник, который работает у доски, сопровождает свои действия обьяснением.

 

hello_html_18342494.jpg

                                   Дидактическая игра: «Назови соседа»
Цель: Закрепить знание числового ряда 0 – 10.
Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Правильно заполнять пропуски в числовом ряду в пределах первого десятка. Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке. Развивать память, речь. Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре. Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.

Ход игры: 

1.Ребенок выбирает карточку с вагончиком, называет цифры, находит пропущенное число на маленькой карточке и закрывает пустое окошко. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за.

2. Игра в группе от 2 человек. Водящий показывает большую карточку и просит назвать пропущенное число. Например: «Какое число стоит между числами 4 и 6?», или « Какое число будет следующим в ряду 5, 6…?» Игроки выбирают нужную карточку и показывают ее водящему. Задание можно сделать более интересным внеся элемент соревнования. Кто быстрее покажет или назовет недостающее число?


                           
Дидактическая игра: «Математическая путаница»
Цель:
 Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.
Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Развивать внимание, память, речь.
Ход игры: В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.


                            Дидактическая игра: «Какой цифры не стало?»
Цель: Развитие зрительного восприятия, произвольности внимания, памяти.
Задачи: Развивать внимание, память.
Ход игры: В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

                                 Дидактическая игра: «Убираем цифры»
Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Задачи: Формирование логического мышления.
Ход игры: Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например ( убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку) и т.д.

Ко второй группе дидактических игр, а именно: путешествие во времени, они служат для знакомства и закрепления темы с днями недели.

                                        Дидактическая игра: «Не ошибись» 

Цель: развивать память, мышление, формирование представлений о времени у детей подготовительной к школе группы посредством дидактических игр.

Задачи:

1.Формировать представления о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

2.Учить и закреплять знания на конкретных примерах, устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже.

3. Учить правильно определять какой сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Ход игры: Воспитатель держит в руках мяч и говорит любое действие, например, (я иду на завтрак) и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и называет время суток. Можно усложнить: воспитатель называет части суток, а ребенок рассказывает действия, которые могут происходить в это время суток.

                                 hello_html_45f974a5.jpg

                                       Дидактическая игра: «Живая неделя»

Цель: развивать память при запоминании названии и последовательности дней в неделе.

Задачи:

1.Формировать представление о том, что в неделе семь дней.

2. Учить определять последовательность дней в неделе.

Ход игры: Для этой игры воспитатель вызывает 7 дошкольников. Дети пересчитываются по порядку и берут кружочки разного цвета, которые обозначают дни недели. Дошкольники выстраиваются в той последовательности, в которой стоят дни недели. Игра может усложнится: дети строятся с другого дня недели, например, не с понедельника, а с четверга.

hello_html_m648705a3.jpg

                                         Дидактическая игра: «Назови скорей»

Цель: Формирование знаний о днях недели.

Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: « Какой день недели перед четвергом? Ребёнок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?»

                                        Дидактическая игра: «Двенадцать месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

Ход игры: Ведущий раскладывает карточки от 1 до 12 изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев». Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Взрослый задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?», «Как зовут второй месяц?». Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своём месяце. Март, ты какой по счёту в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года?»

Третья группа игр - это ориентирование в пространстве.

                                      Дидактическая игра: «Кто где стоит»

Цель: закрепить значение слов: сзади, справа, перед, слева; научить детей ориентироваться в пространстве.

Задачи: учить определять предмет по заданию воспитателя; развивать внимание, память, интерес к математическим играм.

Ход игры: Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Воспитатель предлагает дошкольникам отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или слева от лисы. Дидактическая игра: «Что изменилось? » На столе лежит несколько предметов.

Дети запоминают, как расположены  предметы по отношению друг к другу . Затем  закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от мишки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

hello_html_m66434846.jpg

                                            Дидактическая игра «Найди игрушки»

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Ход игры: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

                       Дидактическая игра «Куда пойдешь и что найдешь»

Цель: Учить детей двигаться в заданном направлении, определять  направление словами во время движения: вперед-назад, направо - налево.

Ход игры: Детей рассаживают полукругом. Взрослый объясняет. Один из вас, на кого я укажу, станет лицом ко мне. Я буду исполнять роль ведущего. Другой должен спрятать игрушку. По моей подсказке «Иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи» первый играющий ищет игрушку.

Педагог может упростить игровую задачу указанием направления. Например: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу». Или усложнить с помощью счета («Сделай 3 шага вперед, поверни налево, сделай 4 шага и ищи»). Остальные ребята помогают. Если ребенок подходит близко, подбадривают словом «горячо»; если отдаляется – словом «холодно».

Четвертая группа дидактических игр – это игры с геометрическими фигурами

Дидактическая игра: «Подбери фигуры»

Цель: упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, прямоугольную и квадратную форму.

Задачи: формировать умение группировать фигуры по форме и цвету.

Ход: Воспитатель вырезает из разноцветного картона различные геометрические фигуры. Нужно разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом. Круги жили в синей коробке, а треугольники — в жёлтой. Поможем им найти свои домики?».

Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру. 

                                                hello_html_5c5e8b7.jpg

                                                     

                                                Дидактическая игра: «Цветное лото»

Цель: развивать память, внимание, логику, умение ориентироваться на плоскости, учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Задачи: формировать и закреплять умения сравнивать предметы по основным свойствам.

Ход: Каждому из дошкольника педагог предлагает взять большую карточку, а себе оставляет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Воспитатель поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и воспитатель раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Хорошо, справились, у меня круг и у вас круг». Дошкольники накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, педагог переходит к другой форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа дошкольников, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомит, а просто говорит, что дети сделали правильно.

hello_html_m1dc5979f.jpg

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя на занятиях по математике системы специальных дидактических игр и упражнений, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию. Дидактические игры повышают, в первую очередь, качество математической подготовленности к школе, позволяют детям более свободно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и быстрее использовать математические знания и умения в повседневной жизни. Самым важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать самые различные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ОТЧЕТ о выступлении  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

"Дидактические игры в обучении детей основам математики"

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....

Отчет по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики»

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». Формирование элементарных математических представлений я...