«Обучение и воспитание детей с ОНР»
консультация
Советы родителям для активизации речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeleyonr.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Обучение и воспитание детей с ОНР»
Важным условием полноценного, гармоничного развития личности ребенка является:
- умение ребенка пользоваться в общении с окружающими правильной, четкой речью;
- умение ясно выражать свои мысли и желания;
- умение говорить на своем языке чисто и выразительно.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов:
- от состояния подвижности артикуляционного аппарата,
- от хорошо развитого речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное звукообразование и голосообразование;
- от состояния слухового самоконтроля, так как снижение слуха ведет к его ослаблению.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи чаще всего наблюдается у детей с моторной алалией, с выраженной дизартрией, реже с ринолалией, а также при задержке темпа психического развития.
У всех детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития.
Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются:
- позднее начало развития речи,
- замедленный темп речевого развития,
- ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас,
- нарушение формирования грамматического строя речи,
- нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
При этом у них отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращённой речи. Речь у них может находиться на разном уровне развития. Своеобразие ОНР у дошкольников состоит в том, что каждый из языковых компонентов (фонетика, лексика и грамматика) имеет особенности, обусловленные не только глубиной поражения, но и их соотношением со спонтанным речевым развитием.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребёнка. Для детей с ОНР характерны недостаточная устойчивость внимания, нередки ошибки привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети часто забывают сложные инструкции, элементы и последовательность предложенных заданий. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Для многих детей характерна ригидность мышления. У них затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей ведущее значение в плане общего психического развития. Это происходит из-за того, что они не понимают обращённой к ним речи или их речь не понимают другие люди. Дети с ОНР плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований.
Прежде всего, у детей с ОНР страдает функция общения. Их речь имеет узко-ситуативную направленность, мало понятна вне привычной ситуации. Свободное общение без соответствующей помощи и пояснений взрослого оказывается крайне затруднено.
І уровень – "безречевые" дети. Речевые средства у них крайне ограничены даже в 5-6-летнем возрасте. В своей речи используют лепетные слова и звукоподражания (бо-бо, ав-ав), а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении (кука - кукла, ават – кровать). Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им названия действий и названия предметов (би-би – машина, самолет, поезд, ехать, лететь).
Высказывания могут сопровождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из 1-2 слов. Грамматические связи в предложениях отсутствуют. Период «Однословного предложения, предложения из аморфных слов-корней» наблюдается и при нормальном речевом развитии ребёнка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 месяцев и включает небольшое количество слов. Речь детей понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в определенной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. В большей степени нарушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохранными. Фонематическое восприятие у детей грубо нарушено. Дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова (молоко – молоток, мишка – миска). До 3-ёх лет дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно.
ІІ уровень речевого развития имеет "начатки общеупотребительной речи". Понимание обиходной речи достаточно развито. Они более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами дети используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки, хотя их активный словарь резко ограничен. На этом уровне возможно пользование местоимениями, иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Союзы и частицы в речи не употребляются. Значительно нарушено у детей звукопроизношение. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки (тевики – снеговики, виметь – медведь). При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия. Дети пользуются простыми предложениями из 2-3-х слов с начатками грамматического конструирования. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Дети могут отвечать на вопросы по картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. В то же время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм (игаю кука – играю с куклой). Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок.
ІІІ уровень речевого развития у данной категории детей характеризуется наличием "развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития при относительно благополучном понимании речи". Дети могут рассказать о себе, о событиях своей жизни, о друзьях. Однако свободное общение для них крайне затруднено. Дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Поэтому стараются в устном речевом общении "обходить" трудные для них слова и выражения. Они могут рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ по картинке.
Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста.
Советы родителям для активизации речевого развития:
1. Говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их чётко, терпеливо, доброжелательно.
2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина – би-би, кукла – ля-ля, упал – бах.
4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки – ку-ку, Паровозик ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку производительно повторять только гласные: о, а, у.
6. Чаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
8. Не говорите при ребенке о его отставании.
9. Не разражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо») вашего ребенка.
В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно.
Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.
Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...
«Организация обучения и воспитания детей с овз и детей – инвалидов в рамках сетевого взаимодействия»
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...
Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".
Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...
Эссе «Современные подходы к обучению и воспитанию детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
Эссе о проблемах помощи детям с ОВЗ...
Родительское собрание по теме «Обучение и воспитание детей в подготовительной к школе группе, особенности развития детей 7 года жизни».
Ознакомление родителей с основными направлениями работы с детьми в подготовительной логогруппе по речевому развитию....
«Исправление недостатков в поведении детей является - одна из основных задач в процессе обучения и воспитания детей»
Произвольное, т.е. осмысленное, целенаправленное, инициативное поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении сдерживают становление произвольности – ...