Шустрики и тихони
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Шустрики и тихони»
Среди самых важных проблем для большинства семей остается каждодневное поведение дошкольников. А если у нас ребенок слишком подвижен или, наоборот, непозволительно медлителен? В этих случаях возникают дополнительные трудности общения с малышом - это
ребенок не с золотой серединой, а «шустрик» или «мямлик».
Шустрик-это реактивный, гиперактивный ребенок.
Тихоня - малыш с замедленной, флегматичной направленностью.
Мы, родители и общественные воспитатели, мыслим и действуем применительно к таким детям ситуационно. Типично это выглядит так:
«Что ты все время бегаешь, остановись!», «Не вертись, посиди немножко!», «А ты все одеваешься, опять последняя».
Итак - в первых случаях шустрик выглядит всегда непослушным, хулиганом, ну а мямлик слышит, что он всегда «последний», «копуша». Причем многолетняя практика настоятельно убеждает в том, что и те и другие замечания и нравоучения не только бесполезны, но и вредны.
Шустрики.
Трудно с такими детьми всем, но особенно родителям: не сидит на месте, рассеянный, невнимательный и беспокойный.
Причин может быть много: тут и поражение центральной нервной системы, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Нам, взрослым, трудно с таким ребенком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью.
Жизнь таких детей подтверждает, что они сталкиваются с 3 основными трудностями:
-часть таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Что может быть более обидным? А сверстники порой не понимают быстрые переходы шустриков от смеха к слезам, их нервозное беспокойство и отходят от них. В свою очередь, у шустриков может развиться комплекс неполноценности.
-таким детям не легко дается учение.
-особенно их затрудняет процесс обучения чтению и письму.
Рекомендации, которые помогут родителям:
-главное - будьте последовательны и постоянны;
-старайтесь всегда говорить медленно и спокойно;
-старайтесь сохранять спокойствие и держать себя в руках. Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Если искать что-то хорошее, то будьте уверены, что-нибудь всегда найдется.
-избегайте непрерывных одергиваний и запретов - «прекрати», «не смей», «нельзя» и т. д. Отделяйте поведение ребенка, которое вам не нравится, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Я только не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому».
-Ваш ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Постепенно вы приучите ребенка к размеренной, упорядоченной жизни.
Давая ему новые и трудные задания, сопровождайте их спокойными, ясными и четкими разъяснениями. Показывайте несколько раз, чтобы ребенок мог запомнить.
-будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.
-выделите ребенку отдельную комнату или хотя бы уголок. Уберите все лишнее. Простота, неяркие цвета, минимум беспорядка, письменный стол, стоящий у пустой, ничем неукрашенной стены, создают условия для концентрации.
-создавайте условия для того, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, давайте что-нибудь одно: давайте ему одну игрушку из закрытого ящика; когда ребенок раскрашивает, уберите со стола все лишнее; Дайте ему какое-нибудь поручение, обязательно следите за его выполнением, не забывайте поощрять.
- распознавайте сигналы, предупреждающие о возможном срыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв - отвлеките ребенка или спокойно обсудите с ним конфликтную ситуацию.
-зная повышенную возбудимость своего ребенка, старайтесь, чтобы в игре принимало участие не более 2-3 человек
-не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны. Просто помните о том, что у него особое устройство нервной системы, которое, впрочем, поддается управлению и контролю.
-согласуйте ваши действия с воспитателями вашего ребенка.
Замечено, что среди шустриков в четыре раза реже встречаются девочки. Замечено, что такие дети больше любят двигательные и спортивные игрушки (машинки, мячи, велосипеды). И именно такие ребята, сами того не подозревая, нуждаются в различного вида конструкторах, мозаиках, настольно-печатных играх с правилами, домино, шашках.
Не нужно принуждать таких детей читать, писать, заниматься раскрасками. А вот создавать косвенные условия для такой деятельности важно.
И еще нужны такие совместные игры взрослых и детей, чтобы дети чувствовали, что их любят.
Тихоня
Это особый тип детей, который нуждается с самых ранних лет в каждодневной, терпеливой коррекции. Такие дети выделяются в коллективе своей медлительностью, неторопливостью. Тут играет роль и тип нервной системы, и раннее, не совсем правильное воспитание, чаще всего энергичных, быстрых мам. Вот что по этому поводу говорит Б. Спок:
«Я полагаю, что более всего способствует развитию у детей нерасторопности поведение тех родителей, которые чрезмерно властны и нетерпеливы. Сознавая эти свои качества, они порой стараются сдерживать свои чувства, но тогда склонны оказывать давление на ребенка. Обычно нетерпеливые родители, замечая сопротивление своего ребенка, усиливают нажим на него. Чем больший натиск ощущает ребенок, тем сильнее противится родительским требованиям. Ему просто не остается ничего другого: он считает, что « отстаивает» свои права. В то же время, самоутверждаясь таким способом, многие дети стараются вести себя так, чтобы вызвать еще большее раздражение у родителей.»
В возрасте от 3 до 6 лет, несомненно, нужна специальная общевоспитательная работа.
Рекомендации, которые помогут родителям:
-где-то к 4 годам полезно познакомить ребенка с часами, с пониманием времени. Нужно приобрести песочные часы и использовать их при одевании и раздевании ребенка, а также во время сбора игрушек. Очень хорошо в конкретном случае ребенка поощрить.
-полезны различного рода соревнования и конкурсы взрослых и детей: кто быстрее одевается, поест суп, допьет чай...
- надо приобретать спортивные игрушки: велосипеды, мячи, скакалки, кегли, городки...
-мямлики в силу своей нерасторопности тяготеют к играм малой
подвижности: к мозаикам, настольно-печатным, конструктивным, а также к чтению, письму, к раскраскам. В результате они к 5-6 годам неплохо читают, пишут печатными буквами, раскрашивают аккуратно, радуя этим близких. Но у таких дошкольников мысли идут впереди движений. А в идеале ученику в школе нужна синхронность 6 (знаешь как решить пример, быстро запиши, закрой учебник, убери ненужные предметы на парте и будь готов воспринимать следующее задание учителя) Вот тут-то нерасторопность и будет мешать тихоням стать отличниками. На помощь в этих случаях должен прийти детский труд. Не эпизодический, а систематический.
-особенно медлительным детям нужны постоянные трудовые обязанности:
вешать одежду на место.
Гигиенические принадлежности содержать в порядке.
Обувь и одежду чистить по мере необходимости.
Следить за своим внешним видом.
Стирать свои мелкие вещи.
Содержать игрушки и свой рабочий стол в полном порядке.
Помогать взрослым: убирать посуду, подметать полы, выносить мусор и т. д.
Формируя координацию движений рук и ног в различном темпе, ловкость, постепенно при внимательном подходе к имеющейся проблеме тихони перестают таковыми быть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Миф о тихонях
Почему дети страдают от робости и как помочь им стать более общительными? Робость всегда начинается случайно и зависит от обстоятельств. Иногда определенные ситуации застают нас врасплох, и мы будто я...
Игровой практикум для родителей на тему "В детском саду ваш ребенок "тихоня", а дома "дикарь"
На ранних этапах эмоционального развития ребенка родители трепетно и осторожно ухаживают за ним, все делают по расписанию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. В...
«Три сна кота Тихона»
Занятие с блоками Дьениша на ноутбуках....
Консультация для родителей на тему "Весельчак или тихоня.Все о темпераменте."
Каким будет ребенок, зависит от врожденных особенностей — темперамента, типа нервной системы, физического здоровья, от условий жизни, от того, каких принципов воспитания придерживаются родители....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Как котёнок Тихон нашёл друзей»
Цель: развитие мелкой моторики рук посредством использования знакомых приёмов лепки...
Конспект образовательной деятельности по рисованию "Грузовик для Тихони"
Конспект итогового контрольно- проверочного занятия в средней группе...
"Чем занять непоседу и тихоню" консультация для воспитателей
Данный материал поможет наглядно рассказать кто такой непоседа, и чем с ним заняться и кто такой тихоня и какие игры нужны для него....