С чего начинается Родина!
статья (младшая группа)
«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей
младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание младших дошкольников | 439.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей
младшего дошкольного возраста»
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их
несколько изменяется. Возникает и развивается сюжетно-ролевая игра, дети постепенно включаются в систематическую деятельность, принимает участие в играх с правилами, в выполнении трудовых поручений. В первой и во второй младших группах малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками. Третий год жизни ребёнка является переходным в развитии. Это ещё маленький ребёнок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо
бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.
У ребят третьего и четвёртого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого. Дети ещё во многом зависимы от взрослого. Это
обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и
самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с
окружающими. Вот почему одной из важнейших задач воспитания детей
младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности
в разных видах деятельности. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и
получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке,
выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим
поведением. К трём годам наблюдаются качественные сдвиги в росте
самостоятельности. Это позволяет воспитателю предъявлять детям более
высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при
выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для
общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать
помощь. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность,
педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства,
вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим. Так ,
у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться,
благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с
другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать,
пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки.
Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо
обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх.
Ребят привлекают к подготовке стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями. Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность, как специфическую особенность детей двух-четырёх лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно
эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу,
чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают
любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребёнком добрых чувств к окружающим.
На четвёртом году жизни педагог продолжает воспитывать у детей
симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушает ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков. Особую заботу составляет воспитание жизнерадостности, уверенности в своих силах. У детей младшего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Эта социальная потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений, что также составляет важную воспитательную задачу. Вместе с тем
воспитатель учит детей замечать нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку). В три года стремление к общению с другими детьми становится особенно сильным. Степень развития ребят позволяет понимать действия и речь сверстников, объясняться с ними, договариваться о совместной игре. В обществе детей ребёнок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребёнка и всей группы ребят. Трёхлетние дети могут быть уже хорошими, отзывчивыми товарищами. Всё это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно относиться к более младшим, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам.
В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая
взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
Во второй младшей группе происходит интенсивное формирование
навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют
мотивы. Мотивация деятельности ребёнка, его поступка, отношений
способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.
Поскольку дети четырёх лет оказываются способными выполнять
элементарные поручения взрослых, руководствоваться в своём поведении
правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых. Это обязывает педагога организовывать любую
деятельность детей и их поведение таким образом, чтобы наряду с мотивами интереса к самому действию, к процессу, желания заслужить одобрение окружающих, формировать нравственные мотивы – быть нужными другим (сверстникам, взрослым).
Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о
нравственной норме со своими поступками. У тому же у ребят очень слабо
развит самоконтроль - умение сознательно управлять своим поведением. В
вязи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных
обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот
почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет
часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не
обнаруживаются в других. Однако при взаимодействии детского сада и
семьи, организации педагогически ценного повседневного общения, а также
доступной для детей четвёртого года жизни совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками задача формирования устойчивых привычек
решается значительно успешнее; культура поведения, взаимоотношений с
окружающими начинает изменяться от ситуативных проявлений к
внеситуативным.
В период от трёх до четырёх лет дети активно овладевают речью. Они
начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные
словесные оценки. Интенсивное развитие речи, большую детскую активность
и эмоциональность педагог использует для знакомства малышей с
окружающим миром, с людьми, с правилами взаимоотношений.
Воспитанники первой младшей группы должны усвоить, что нужно дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо, беречь мебель, книжки, аккуратно обращаться с ними. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, беречь растения. Ребята начинают понимать, что старшие заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо, что к руду взрослых надо относиться бережно.
У детей второй младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Так ребята усваивают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети усваивают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т.д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам – это хорошо. У детей формируются представления о правдивости: надо говорить правду, всё рассказывать родным, близким, воспитателю. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.
Решению перечисленных задач социально-нравственного воспитания
маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма,
упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трёх лет». К
концу третьего года жизни у ребёнка проявляется потребность в
самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому
себе зависит от того, что ребёнок умеет делать и как воспринимает свои
успехи. Если взрослые не успевают ещё заметить, что в ребёнке произошёл
резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает
кризис. Ребёнок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших
пределах, чем склонны предоставить ему воспитатели, родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм и упрямство. В небольших
степенях негативизм и упрямство – нормальные реакции во время кризиса.
Бурный же кризис у отдельных детей требует специальных педагогических мер. Педагоги учитывают потребность детей конца третьего года жизни в
самоутверждении, стремление к самостоятельности и ведут работу по
предупреждению возникновения упрямства и негативизма, а если они у
отдельных малышей проявляются, направляют свои усилия на их устранение.
Таким образом, преодоление капризов и негативизма, наблюдающихся у некоторых ребят группы, также может быть одной из задач воспитания
детей на данном возрастном этапе.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений,
простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной
деятельности, в игре и связано с формированием этих деятельностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"
Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...