развитие речи
консультация (младшая группа)
Отклонения при формировании речи
Слабо развитые речевые навыки в первую очередь препятствуют нормальной адаптации к внешним условиям.
Если развитие речи происходит не в соответствии с возрастом ребенка, это влияет на формирование его психической деятельности, ограничивает эмоциональные проявления и познавательные возможности. Именно поэтому важно своевременно выявлять отклонения. К ним могут относиться:
• нарушения в произношении звуков (замена, пропуски, неправильная артикуляция);
• неправильная слоговая структура слов;
• бедный словарный запас;
• непонимание смысла и значения слов;
• неправильное применение слов;
• ошибки при грамматическом оформлении предложений;
• отсутствие связанного высказывания;
• недостаточно выразительная устная речь;
• нарушение темпа и ритма речи (ускоренная или замедленная речь, бессмысленные остановки в речи, спотыкание, запинание, скандирование);
• нарушения мелодико-интонационного произношения (нарушение тембра, высоты и силы голоса, отклонения в подаче голоса);
• проблемы в общении.
Все эти нарушения могут проявляться по отдельности или комбинироваться между собой. При слаборазвитых речевых навыках ребенок может как плохо говорить, так и плохо понимать услышанную речь. Стоит обратить внимание на то, есть ли у малыша проблемы со слухом. В этом случае требуется проведение аудиограммы, консультация сурдопедагога и отоларинголога.
Правила развития речи
Безусловно, каждый ребенок уникален.
Поэтому не стоит сравнивать его с соседским малышом, который и ходить начал раньше, и первое слово произнес еще до года.
Однако также не стоит забывать, что речевые навыки формируются, в том числе, и под влиянием окружающей среды. Чтобы вырастить всесторонне развитого ребенка, родителям нужно уделять внимание развитию речи. При этом необходимо помнить следующие правила:
1. Начинать никогда не рано. Разговаривать с ребенком нужно с самого раннего возраста. Ведь его речевые навыки начинают формироваться задолго до того, как он начинает осмысленного говорить. На них влияют прикосновения, улыбка, интонация и жестикуляция. Поддерживая невербальное общение, родители запускают развитие вербальной речи.
2. Избавьтесь от красноречия. В раннем детстве, когда дети только осваивают речь, родители не должны перегружать их словесным потоком. Достаточно произносить на одно слово больше, чем произносит сам малыш. Можно строить простые фразы и предложения из 2-3 слов. Чем более доступна речь, тем быстрее она осваивается. Не стоит вываливать на малыша поток красноречий, которыми изобилует материнская речь. Ее нужно упростить настолько, чтобы ребенок смог не только понять ее, но и повторить.
3. Демонстрируйте практическое применение речи. Ребенок должен освоить, что речь упрощает повседневную жизнь. Нужно показывать ребенку, что за словом должно идти действие. Например, если его заинтересовал какой-то предмет, он должен попросить его, а мама в ответ дает ему этот предмет. Это продемонстрирует связь между речью и действиями.
4. Развивайте мелкую и крупную моторику. Каждый логопед уверяет, что речь развивается параллельно с развитием мелкой моторики. На самом деле, важно всестороннее развитие. Ребенку нужна не только лепка, мозаика или шнуровка. Речевые навыки можно осваивать с помощью танца, музыки, спорта или даже прогулок на свежем воздухе. Кроме того, крупная моторика способствует психическому и физическому развитию.
5. Пойте. Ребенку легче осваивать мелодичную речь. Поэтому обращаясь к нему, напейвайте слова. Развивать речь ребенка помогают частушки, потешки, игры в ладушки. И здесь совсем неважно наличие слуха или музыкального образования – важнее плавный и певучий мотив.
6. Слушайте. Важно не только говорить с малышом, но и реагировать на его речь. Мама может проводить с ребенком всего один час в день, развлекая его играми, сказками, совместными чтением. При этом ее действия будут намного продуктивнее, чем, если бы она проводила с ним весь день, не выпуская из рук смартфона.
7. Фантазируйте. Поощряйте желание ребенка сочинять сказки и рассказывать истории. Пусть их героями будут игрушки, друзья из детского сада или домашние питомцы. Можно задавать ему наводящие вопросы. Например: «а что будет, если наша кошка научится летать?», «а что бы сказала твоя зубная щетка, если бы умела разговаривать?». При этом желательно демонстрировать свою заинтересованность, улыбаться, кивать головой. Не стоит ограничивать фантазию ребенка, потому что только так у него появится полная свобода в самовыражении.
8. Доверяйте интуиции. Мама – человек, который больше всего времени проводит с ребенком. Поэтому она первой должна обращать внимание на имеющиеся речевые нарушения. При наличии сомнений, лучше лишний раз обратиться к логопеду или психологу. Однако не стоит быть параноиком и требовать от малыша невозможного.
9. Действуйте последовательно. Главное правило при освоении любого навыка – регулярность. Лучше каждый день читать по 1-2 страницы сказки, чем потом полдня грузить ею ребенка. Занимайтесь немного, но каждый день. Можно чередовать разные инструменты – чтение, логические игры, мозаики, пазлы. Чем больше органов чувств ребенка будет задействовано в процессе, чем более гармонично будет развиваться его речь. И помните, что правильное и своевременное развитие невозможно без атмосферы любви в семье. Не стесняйтесь выражать свои чувства к малышу, его братьям или сестрам, другим близким людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...