Специфические особенности развития дошкольников с расстройством аутистического спектра
статья
В статье описаны эмоциональные и познавательные особенности развития детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsificheskie_osobennosti_razvitiya_detey_s_rasstroystvom_autisticheskogo_spektra.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфические особенности развития детей с расстройством аутистического спектра
Дети с расстройством аутистического спектра обладают повышенной чувствительностью к окружающим факторам: различным звукам, свету, тактильным ощущениям и температуре. Эти факторы травмируют психику таких детей, вызывают дискомфорт. Человек также воспринимается как раздражающая часть окружающего мира, особенно лицо, поэтому аутичный ребенок отвергает социальное взаимодействие с родителями и другими людьми, избегает прямого взгляда в глаза. В младенчестве у таких детей не формируется комплекс оживления при виде лица матери.
Взгляд ребенка с РАС направлен в сторону от собеседника, и отражает внутреннее состояние ребенка, а не интерес. Мотивация к общению снижена, речь специфична, наблюдаются эхолалии и речевые штампы из мультиков и высказываний окружающих. Лицо детей амимично, безэмоционально.
Из-за ограничения позитивных эмоциональных контактов развиваются особые патологические формы взаимодействия с окружающим миром: компенсаторные аутостимуляции, повторяющиеся однообразные движения. Стереотипии могут выражаться в повторяющихся движениях (раскачивающиеся движения, бег по кругу, кружение и другие), в однообразных манипуляциях с игрушкой, своими пальцами, повторение одних и тех же слов, фраз.
Стереотипность проявляется во всей жизнедеятельности аутичного ребенка: в организации пространства, в одежде, в режимных и гигиенических ритуалах, в одних и тех же маршрутах. Эти дети избирательны в еде, пища однообразна, расширить рацион очень проблематично, что порой ведет к нарушению обмена веществ в организме ребенка.
Крупная и мелкая моторика детей с РАС развита слабо, можно наблюдать вычурность позы ребенка. Но несмотря на неловкость в определенных ситуациях дошкольник демонстрирует невероятную гибкость и скорость движений, может вскарабкаться на шкаф и принимать различные позы прячась в неожиданных местах.
Чувство самосохранения и ощущение реальной угрозы здоровью отсутствует, поэтому необходимо постоянно контролировать место нахождения ребенка, а также предугадывать его возможные действия. Дети могут проявлять агрессию к окружающим и самоагрессию.
Навыки самообслуживания формируются у таких детей с трудом.
Спектр интеллектуальных возможностей аутичных детей разнообразен: от нарушений интеллектуальной сферы в виде умственной отсталости до легкой задержки психического развития и проявления особой одаренности в какой-либо из отраслей знаний. [ ] Высокие сенсорные пороги и страхи детей с одной стороны защищают психику, с другой – ведут к избирательному восприятию и когнитивным нарушениям.
Специфика формирования перцептивной сферы влияет на развитие интеллекта, детей с РАС можно разделить на три группы:
В первую группу входят дети с расстройством аутистического спектра, познавательное развитие которых близко к норме, среди них дошкольники с синдромом Аспергера. У таких детей нередко наблюдается одаренность в определенных научных областях, таланты в какой-либо деятельности.
Вторую группу составляют дошкольники с расстройством аутистического спектра и парциальной несформированностью высших психических функций.
Третья группа – это дети с расстройством аутистического спектра и интеллектуальной недостаточностью.
Особенностями мыслительной сферы детей с аутистическим спектром являются: овладение и оперирование знаковыми системами лучше, чем с предметными реалиями. Так ребенок с РАС может знать алфавит и цифры, осуществлять счетные операции, но не владеть игровыми действиями с предметами, не накопить элементарных знаний об окружающем мире. Такие дети выделяют не главные, несущественные признаки предмета, ситуации, но раздражительно значимые для них. Умозаключения опираются на личностно-значимый опыт, критерии, наличие стереотипных алгоритмов мыслительных операций.
Используемая литература:
- Никольская О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – 6-е изд., стер. – М.: Теревинф, 2010. – 288 с.
- Плаксунова Э. В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2008. – № 2. – С. 35–40.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ "ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА"
Для педагогов,дефектологов , работающих с детьми с различными нарушениями, в том числе с РАС. В реферате дается систематизированный материал по данным статей за последние 5 лет....
Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.
.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра....
Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»...
Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра
Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра...
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра – это нарушения с большим разнообразиемхарактеристик поведения. Ребенок может проявить себя как умственно отсталым,так и высокоинтеллектуальным. Он может быть...
Консультация для педагогов «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
Информация для педагогов об особенностях детей с РАС, о формах проявления аутизма...
СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие
Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....