Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
консультация по коррекционной педагогике
Расстройства аутистического спектра – это нарушения с большим разнообразиемхарактеристик поведения. Ребенок может проявить себя как умственно отсталым,так и высокоинтеллектуальным. Он может быть одаренным в какой-то области, ноне иметь простейших бытовых и социальных навыков. В одних ситуацияхоказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную ловкость.Подробнее об особенностях детей-аутистов расскажет таблица (скачайте ниже).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detey_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
Область | Особенности |
Социальное взаимодействие | Мало общается с близкими людьми. Избегает зрительного контакта «глаза в глаза», смотрит сквозь человека. Не улыбается в ответ на обращение взрослого. Не замечает других детей, не пытается дружить, общаться. Не понимает нормы и правила поведения в обществе. Слабо или неадекватно проявляет эмоции (неуместно смеется или кричит). Не понимает выражение лица собеседника, его жесты. Плохо понимает эмоции окружающих. Не видит связи между событиями и людьми. Не представляет собственные и чужие ожидания. Не отзывается на имя или выглядит так, будто не слышит. Не замечает того, кто с ним говорит. Имеет специфические речевые расстройства: не использует речь для общения, но может случайно произносить отдельные слова и фразы. Говорит только о собственных интересах, не слушая других. Может обладать развитой речью, но говорить штампами. Не умеет слушать собеседника, постоянно его перебивает. Не способен донести информацию, навязывает свою собственную одну и ту же тему. Может постоянно повторять услышанные фразы и слова. Неверно использует в речи личные местоимения. Говорит педантично: плохо понимает или не понимает вообще метафоры, идиомы, шутки. Имеет ограниченный набор средств общения, при этом не может использовать их адекватно ситуации. С трудом имитирует или использует жесты, интонации, правильную мимику для общения. Не может самостоятельно завязать диалог. Затрудняется просить о помощи |
Поведение | Не любит или напрягается, когда его берут на руки, дотрагиваются, обнимают. Повторяет одни и те же движения: постукивает пальцем, потряхивает рукой, раскачивается и т. д. Чрезвычайно чувствителен к звукам или вообще на них не реагирует. Использует идиосинкразическую речь (говорит цитатами из мультфильмов или книжек). Может следовать определенным ритуалам: например, пройти вокруг здания детского сада, прежде чем войти внутрь. Чрезмерно сосредоточен на каких-либо предметах. Неукоснительно соблюдает привычный распорядок и боится его менять. Может испытывать множественные страхи – к бытовому шуму, шелесту газеты и т. п. При этом не боится реальной опасности. Может испытывать неадекватные страхи (бояться воспитателя, похода в туалет и т. п.). Сопротивляется любым изменениям, боится всего нового. Специфически относится к одушевленному и неодушевленному: с ребенком обращается, как с куклой |
Воображение и мышление | Предпочитает однообразные игры с предметами неигрового назначения (камешки, веревочки). Основной мотив манипуляций с предметами – изучать их свойства (яркие цвета кубиков, гладкая поверхность матрешки и т. п.). Использует предметы и игрушки не по назначению. Имеет небогатое воображение. В играх не использует мимику. Может заниматься одной и той же игрой. Иногда эта игра основана на сюжете видео- или телефильмов. Строго следует правилам, не понимает исключений. Не использует в играх фантазию. Быстро заучивает на память, но не понимает заученного. Не может смотреть на вещи с точки зрения других людей. Не способен предугадать будущие события или использовать прошлый опыт. |
Познавательная деятельность | Не проявляет любознательности, изучая окружающий мир. Не понимает, когда какие предметы и материалы нужно использовать. Медленно усваивает информацию. Не может уделять внимание сразу нескольким вещам. Концентрирует зрительное внимание на фрагментах, а не на предмете в целом. Отвлекается на звуковые и зрительные раздражители. Заостряет внимание на мелочах и игнорирует главное. Не способен подражать окружающим. Не может самостоятельно освоить новые движения. С трудом формирует образы объектов. Плохо усваивает новые слова, словосочетания. С трудом понимает глаголы и местоимения. Понимает речь дословно. Не может мыслить абстрактно, обобщать знания. Плохо переносит навыки на аналогичный материал, другую обстановку. Не всегда способен самостоятельно выполнять конкретные виды деятельности. Не имеет организационных навыков, не умеет планировать или выбирать. В одной области проявляет себя отсталым, а в другой – одаренным. Может вести себя имульсивно, противоречиво. Не умеет ждать или использовать свободное время; Руководствуется только усвоенными правилами, сигналами. Сопротивляется изменениям в образовательной среде |
Прочие специфические области | В развитии двигательной сферы у ребенка есть нарушения мышечного тонуса (гипо-, гипертонус); особенности развития двигательных навыков: неуклюжесть, угловатость одних движений и ловкость, плавность других, непроизвольных, движений. Преобладает непоследовательное психомоторное развитие. Ребенок может быть как гиповозбудимым, так и гипервозбудимым. Возможно снижение, повышение и извращение разных видов чувствительности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, болевой). Ребенка могут тревожить звуки, цвета, запахи, легкие прикосновения. Возможны нарушения зрительной когнитивной функции (ребенок с трудом воспринимает происходящее глазами). Ребенку трудно управлять взором, плавно отслеживать происходящее, концентрировать зрительное внимание. Ребенок с трудом координирует себя в системе «глаз – рука». Есть проблемы с анализом зрительной информации (формы, цвет, объем предметов и т. п.). У ребенка не развития представления о пространстве. Ребенок запаздывает в развитии навыков самообслуживания: одеться, принять пищу, выглядеть опрятно. Есть проблемы со сном: у ребенка собственный режим, который трудно изменить. Есть трудности приема пищи: ребенок чувствителен к определенной еде, не пробует новые блюда. Возможен извращенный аппетит (например, когда ребенок поедает несъедобное).; У ребенка могут быть и другие расстройства, которые проявляются в раннем возрасте (до 2,5 – 3 лет). Возможен регресс психических функций, если не корректировать ребенка вообще или начать это делать с опозданием |
Источник: https://academy.menobr.ru
Автор Стародубцева Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.
.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра....
Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»...
Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра
Психофизические особенности детей с расстройством аутистического спектра...
Консультация для педагогов «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
Информация для педагогов об особенностях детей с РАС, о формах проявления аутизма...
СЕНСОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СТРАТЕГИИ ПОМОЩИ Методическое пособие
Сенсорная система – это совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды....
Презентация на тему "Особенности детей с расстройством аутистического спектра"
Презентация на тему "Особенности детей с расстройством аутистического спектра"...
Презентация на тему: "Особенности детей с расстройствами аутистического спектра"
Презентация на тему: "Особенности детей с расстройствами аутистического спектра"...