Родительское собрание «Развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»
презентация к уроку (младшая группа)

Тихонова Ольга Николаевна.

Доклад на тему  «Развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Умка» г. Мегион

Родительское собрание на платформе ZOOM

Доклад на тему

«Развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»

Подготовила:

Воспитатель Тихонова О.Н.

2021г.

Слайд 2

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

В. А. Сухомлинский

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и конечно же речь. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются.

Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам, посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет.

На третьем году жизни значительно возрастает понимание речи окружающих и  развитие  речи во многом зависит от взрослых, которые воспитывают  малыша. Очень хорошо, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка добром и лаской, если способны обогатить среду, в которой он растет.

Народное поэтическое слово  помогает  родителям и воспитателям обогатить данную среду.  Фольклорные произведения – это наше богатство.

Слайд 3

1. Что мы вкладываем в это понятие «фольклор»? 

(«Фольклор» с англ. «фолк» и «лорес» - пер. «народная мудрость». Фольклор – это устное народное творчество. Сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передавались из поколения в поколение. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т.е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом и заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с детьми…

Кто не играл с ребенком в сороку, ладушки?

Слайд4

2 Малые формы устного народного творчества для детей раннего возраста.

Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое.

Колыбельные песни - Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь.  Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:…..

Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:….

Пестушки - связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого, побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками. Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его иной -бодрый, веселый. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:……по кочкам, по кочкам по ровным дорожкам в ямку Бух

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ.

Слайд 5

Потешки как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу  появляется элемент сюжета, игры («ладушки, ладушки…»«идет коза рогатая…»). В них появляются перечисления, диалоги.

Слайд 6

Прибаутки — стихотворная короткая весёлая история,  песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое.Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька- мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…

Однако главная роль прибауток- познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Слайд 7

3. Использование малых форм фольклора в адаптационный период к условиям детского сада.

Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра – это его жизнь. Через игру он познает мир 

Поэтому  мы активно используем в своей работе с малышами малые фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения.

Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.

Во время "тяжелого" расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки, например,

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Слайд 8

 С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Слайд 9

Завтрак: Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Слайд 10

Сон - важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.

Слайд 11

Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:

Чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шею шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настеньки любимый.

Будешь ты как гномик,

Цветик мой, родимый.

Завяжи потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Я шар качу, гулять хочу.

Слайд12

Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши…», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения.

А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву…», «Гуси – гуси, га-га-га…», «Зайка серенький сидит…».

Слайд 13

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков:

Петушо-о-ок, петушо-о-ок

Золото-о-ой гребешо-о-ок

Или:

Наши уточки с утра, кря-кря-кря

Наши гуси у пруда-а-а

Га – га- га! Га – га- га!

Наши курочки в окно-о-о

Ко-ко-ко, ко-ко-ко…

Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами:

Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка)

Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик)

Ай люли-люли-люли! (свирель)

Слайд15

Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать им:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки-

Желтые цыплятки.

 Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

 Не ходите далеко,…

Рано – рано поутру

Пастушок ту-ру-ру-ру

А коровка в лад ему

Затянула му-му-му…

Также потешки знакомят детей с явлениями природы:

Дождик – дождик пуще!

Будет трава гуще!

По мере взросления наших малышей будет изменяться и малые формы фольклора появятся:

Жеребьевки («сговоры») определяют деление играющих на де команды, устанавливают порядок игре.

Считалка применяется для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм.

Заклички- это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу.

Скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов.

Загадки - это один из древнейших жанров русского фольклора,

они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла.

Таким образом фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.

Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.

Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!

А чтобы Вы, уважаемые родители, запомнили нашу сегодняшнюю встречу…мы дарим Вам памятку «Потешки для Вашего малыша», где подобраны потешки, которые Вы можете использовать в разных жизненных ситуациях , а так же на сайте ДОУ в разделе наша группа размещён материал «Картотека потешек» которую можно скачать и использовать в игре с ребёнком в быту.

Решение родительское собрание:

1. Ежедневно использовать в воспитании ребёнка  малые формы фольклёра  (потешки, прибаутки, заклички, сказки)

Срок исполнения: постоянно

Ответственные: воспитатели, родители.

Анкета для родителей

«Фольклор в вашей семье»

  1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

_____________________________________________________________________________

  1. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

_____________________________________________________________________________

  1. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

_____________________________________________________________________________

  1. Ваш ребенок засыпает после сказки, показанной по телевизору или рассказанной вами, под пение колыбельной, самостоятельно или как-то иначе.

_____________________________________________________________________________

Памятка для родителей

«Потешки для вашего малыша»

Утренние потешки

•Мы проснулись, мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

•Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

 Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

•Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Потягушки-ножки,

Потягушки-пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

Дай-ка локоточек

Мама поцелует!

Просыпайся, доча!(сыночек!)

Как тебя люблю я!

Потешки для пальчиков

Очень помогают развитию деточки, и дополняют пальчиковые игры  как  для самых маленьких.

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька,

Попили, поели,

Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)

На головку сели!

Моемся с потешками

•Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

•Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода —

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Потешки перед сном

•Вот лежат в кроватке

 Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

•Разденьте меня,

Разуйте меня,

Уложите меня,

Укройте меня,

А засну

 Я сам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие детей раннего возраста по средствам использования малых форм фольклора Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Подготовила Тихонова О.Н.

Слайд 2

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений . «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Ма́лые жа́нры фолькло́ра — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Слайд 4

Малые формы устного народного творчества для детей раннего возраста. Колыбельная песня – байки. («Баять» - баюкать, говорить.) Уж ты, котенька – коток , Котя – серенький лобок Баю-баю-баю-бай Ты собачка не лай… Пестушки – паскакушки - (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) Большие ноги Шли по дороге : Топ-топ-топ,Топ-топ-топ . Маленькие ножки Бежали по дорожке :Топ-топ-топ-топ-топ , Топ-топ-топ-топ-топ .

Слайд 5

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. « Ладушки » (на ударных слогах хлопают в ладоши) Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку! Кашка масленька ! Бражка сладенька! (Бабушка добренька!) Попили, поели, ш-у-у-у … Шуууу !!! (Домой) Полетели! На головку сели! («Ладушки» запели) Сели посидели, Дальше (Домой) полетели!!! Сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала.

Слайд 6

Прибаутки - - (от баять , то есть рассказывать) Совушка-сова , Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! Тень-тень, потетень , Выше города плетень. Сели звери под плетень. Похвалялися весь день: Похвалялася лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся зайка: - Поди, догоняй-ка! Похвалялись ежи: - У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь!

Слайд 7

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Ознакомление детей с малыми формами фольклора в режимных моментах

Слайд 8

Водичка – водичка , Умой моё личико: Чтобы глазки глядели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, И кусался зубок!

Слайд 9

Умница Катенька, Ешь кашку сладенькую, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Это - ложка, Это - чашка. В чашке - гречневая кашка. Ложка в чашке побывала - Кашки гречневой не стало!

Слайд 10

Вот и люди спят, Вот и звери спят, Птицы спят на веточках, Лисицы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам. Спят - поспят, Всему миру спать велят.

Слайд 11

Чтобы Настенька моя Не замерзла никогда Мы наденем шапочку, Чтобы спрятать ушки, У Насти на макушке. А на шею шарфик теплый, Очень мягкий и большой. Ну, теперь комбинезон Настеньки любимый. Будешь ты как гномик, Цветик мой, родимый. Завяжи потуже шарф, Будем делать снежный шар, Я шар качу, гулять хочу.

Слайд 15

Жеребьевки Считалка Заклички Скороговорки Загадки Пословицы и поговорки

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора.

Презентация. Развитие речи детей раннего возраста сиспользованием малых формфольклора....

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

Проект «Всестороннее развитие детей раннего возраста с использованием малых форм фольклора»

Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Нет ни одного вида деятельности, куда невозмо...

Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.

laquo;Как укладывать ребенка спать», «Пальчиковые игры в раннем возрасте».«Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста»,«Сказки ребенку нужны ли?&r...