«Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»
консультация (младшая группа)
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta_posredstvom_ispolzovaniya_malyh_form_folklora.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Основными задачами в дошкольном детстве являются: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
На мой взгляд, одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка-дошкольника является применение фольклора.
Фольклор – народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве. Термин «фольклор» появился в 1846 г. в Англии. Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков.
Малые формы фольклора — это небольшие по размеру произведения, которые можно назвать детским фольклором. Для малышей наиболее доступные и понятные произведения русского народного фольклора: потешки, прибаутки, частушки, колыбельные песни, сказки.
ведь ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка, прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует поведение ребенка.
Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые - радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.
Таким образом, создание педагогических условий для формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством малых фольклорных форм, просто необходимо. Одним из условий результативности является создание определенных условий в группе, соответствие предметно-развивающей среды.
Должны быть подобраны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В книжном уголке разместить книжки-игрушки с иллюстрациями к потешкам; Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т. д. для детей раннего возраста.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. С этой целью подбираются потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий,
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду,
Красно яблоко в саду!
Такие потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком.
Через некоторое время дети уже сами с большим желанием будут идти в группу, просить прочитать потешку про петушка или другого персонажа. В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Особое место занимают музыкальные игры-потешки, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно-моторное и эмоциональное развитие.
Если в группе кто-то плачет, дети и воспитатель успокаивают такого ребенка со словами:
Не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
На шею повешу,
А потом тебя, Сашенька, утешу. и др.
Ребенок отвлекается и быстро успокаивается.
Чтобы завлечь детей в игру педагог показывает движения и проговаривает:
Все захлопали в ладоши, дружно, веселее
Заплясали наши ножки, громче и быстрее.
По коленочкам ударим тише, тише, тише,
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше
Завертелись наши ручки, снова опустились
Покружились, покружились и остановились.
Такой подход очень нравится детям, ведь в этом возрасте они любят подражать и с удовольствием повторяют слова и движения.
Чтобы вызвать радостное настроение и положительные эмоции у ребенка при умывании, этот процесс сопровождают потешками:
«Знаем, знаем, да, да, да.
Где тут прячется вода!
Выходи водица,
Мы хотим умыться!
Моем ручки дружно,
Нам обедать нужно!»
«Добрая водичка, помоги немножко-вымой у ребяток грязные ладошки…»
Удачно подобранная потешка, помогает во время кормления. Дети, которые отказываются от еды, с удовольствием начинают есть:
«Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим.
Большими вырасти хотим!»
«А у нас ложки-волшебные немножко»
«Как у нашего Степана караулил кот сметану…»
Время гулять! Прогулка- неотъемлемый элемент здорового и правильного развития малыша. Чтобы процесс одевания был веселым, используют потешки.
Если хочешь прогуляться
Нужно быстро одеваться
Дверку шкафа открывай
И одежду доставай.
На прогулке дети с интересом играют в народные игры «Карусель», «Гуси-гуси», «Еду, еду к бабе, к деду».
Дневной сон для малыша необходим, но как помочь ему уснуть? На помощь опять приходят потешки или колыбельные песенки, поющиеся ласково нараспев, имеющие монотонный ритм и успокаивающий мелодико-интонационный стих:
«Ай, баюшки – баюшки,
Прискакали заюшки»… или «Баю баюшки-баю» и др. колыбельные
А после сна «вернуться» к играм бодрыми и веселыми:
Потягушечки – потягушечки
От носочков до макушечки
Мы потянемся – потянемся
Маленькими не останемся,
Вот уже растем, растем, растем!
После сна дети охотно, с интересом одеваются под потешки:
Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки
Разные заклёпочки.
В играх – забавах произносят известные детям потешки, прибаутки, чтобы дать возможность проявить речевую активность, например в игре с куклой:
«Ах ты, деточка, золотая веточка»…
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую,душистую!
Воспитатели используют потешки, где персонажами становятся пальчики, ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет («Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» и т. Д., пальчиковые игры « Замок», «Шарик», «Мы платочки постираем», «Идет коза рогатая» «Кот Мурлыка» и др.
Трудно представить мир ребенка без сказки. Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость. Первые сказки – “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”, “Колобок” – понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.).
У малышей вызывают интерес те произведения, в которых имеются звукоподражания.
Например, в «Теремке»:
Тук, тук, тук. Кто там?
Я лягушка квакушка: ква –ква –ква. А ты кто?
А я мышка – норушка: пи – пи - пи и т.д.
На музыкальных занятиях на любых занятиях, праздниках, при показе кукольного театра, в развлечениях знакомят детей с такими русскими народными песнями как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «2 веселых гуся»; с детскими музыкальными и шумовыми инструментами, также используют малые формы фольклора, способствующие развитию речи.
Знакомство с детским фольклором развивает у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, игр-плясок, пальчиковых игр; богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание простых слов с использованием «пальчиковой гимнастики» воспитывает быстроту реакции, эмоциональную выразительность, стимулирует развитие речи, внимания, воображения. Ладушки, Братья ит.д.
Фольклор можно применять и в домашней обстановке, если вы хотите, что бы ваши дети, как можно раньше овладели речью, любили свою культуру – необходимо как можно шире использовать фольклор в воспитании детей. Больше читайте им потешки, сказки, рассматривайте иллюстрации, пойте колыбельные песни. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу с вами сегодня провести викторину «Устное народное творчество».
1. Конкурс пословиц. У меня к вам есть вопрос,
Кто пословиц знает воз.
Вот это и будет нашим первым конкурсом. Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить. Слушаем внимательно. И так первая пословица.
1. Волков бояться – в лес не ходить.
2. Делу время – потехе час.
3. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4. Не хвались началом – хвались концом.
5. Человек без друзей – что дерево без корней.
6. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
7. Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
8.Поспешишь -людей насмешишь.
2 конкурс. Доскажите имена сказочных героев
• Кощей… (Бессмертный)
• Елена… (Прекрасная)
• Василиса…. (Прекрасная или Премудрая)
• Сестрица… (Аленушка)
• Финист… (Ясный сокол)
• Иван…. (Царевич или дурак)
• Братец… (Иванушка)
• Змей … (Горыныч)
3 конкурс «Сказочный»
задание: Я буду задавать вам вопросы.
- Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
- Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
- Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
- Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
- Кто из животных пострадал, ловя рыбу из проруби? (Волк).
- В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
. конкурс скороговорок. Какие скороговорки вы знаете?
Кукушка кукушонку купила капюшон.
У четырех черепашек четыре черепашонка
Два щенка, щека к щеке
Щиплют щетку в уголке
Шашки на столе
Шишки на сосне
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор
6 конкурс считалок.
Назовите как можно больше считалок.
7 конкурс «Колыбельная песня».
Спеть колыбельную песню.
Воспитатель: Вот теперь вы будете чаще использовать устное народное творчество в воспитании ваших детей. Желаю вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста сиспользованием малых форм фольклора.
Презентация. Развитие речи детей раннего возраста сиспользованием малых формфольклора....
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора
Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.
консультации для родителей...
Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм
автором представлена методическая разработка, помогающая родителям воспитывать детей раннего возраста посредством малых форм фольклора....
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.
laquo;Как укладывать ребенка спать», «Пальчиковые игры в раннем возрасте».«Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста»,«Сказки ребенку нужны ли?&r...
Родительское собрание «Развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»
Доклад на тему «Развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»...