Формы взаимодействия воспитателя и родителей.
методическая разработка (старшая группа)

Наталья Алексеевна Гензбург

Формы взаимодействия воспитателя и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Формы взаимодействия воспитателя и родителей.

                         старшей группы №9 « НАРАН»

                                                                     Воспитатель : Гензбург Н.А.

Пояснительная записка

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают взрослые и дети, которых  он раньше не знал, которые составляют иную сущность, чем его семья. Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается:  «Семья и ДОУ в хронологическом  ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей», однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие, а чтобы оно было продуктивным, конструктивным, следует продумать систему работы с родителями.

В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несёт ответственность за воспитание детей, а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Сегодня родитель – это социальный заказчик содержания  воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей. Сотрудники  нашего ДОУ, я  как педагог , ищем различные пути для налаживания  взаимоотношений  с семьями  воспитанников, стремимся к расширению контактов со всеми социальными институтами.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе.

Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит, примеры  для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.

Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции:

- развитие интересов ребенка;

- распределение обязанностей и ответственностей между родителями;

- формирование семейных отношений;

-понимание индивидуальности ребенка.

Основные задачи работы с родителями:

- создать атмосферу взаимопонимания,

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,

- развивать и воспитывать детей,

- использовать с родителями различные формы сотрудничества.

Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:

1. Доброжелательный стиль педагога с родителями,

2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,

3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе.

5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.

Главная цель всех видов форм взаимодействия воспитателя с семьей - это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогом, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно.

Планируемый результат:

  • Неформальные отношения с семьями воспитанников.
  • Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм.
  • Обучение коммуникативным навыкам.
  • Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.
  • Повышение педагогической компетентности родителей

           Заинтересованность родителей в процессе воспитания и обучения   детей, их участие в полноценном воспитательном процессе.

Формы взаимодействия воспитателя и родителей

 - это организация совместной деятельности и общения.

        При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы делятся на следующие группы:

o Коллективные – родительские собрания, конференции, консультации;

o Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

o Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.

Существуют требования к формам взаимодействия - это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы:

  1. Информационно – аналитический направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.

2. Наглядно - информационный – это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:

     А) информационно - ознакомительная;

Б) информационно - просветительская;

Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением, педагогами. Сюда можно отнести: совместные выставки детских рисунков и коллажей.

Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести:

Папки - передвижки – они формируются по тематическому принципу. Информационные стенды – знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.

3. Познавательные формы – ознакомление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания - на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.

Родительские конференции - повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.

Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.

4. Досуговые - это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей – обследование условий проживания ребенка.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача - установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.

                  Работа с родителями:

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, педагогов.

Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Задача педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.

Воспитание и развитие ребенка  невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более  компетентными в воспитании детей.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.

Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.

«Вопрос о работе с родителями- это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их педминимумом, привлечение их к работе детского сада» - писала Н. К. Крупская. Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, подчёркивала она, Является то, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому нужно как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Особой популярностью, как у воспитателей, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение соц. опросов, анкет, тестирования.

«Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими проблемами, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.

«Журнал пожеланий» - это журнал, в котором родители по окончании очередного собрания могут записать свои пожелания, направленные на улучшение работы педагогического коллектива детского сада, внести предложения о проведении каких-либо совместных мероприятий.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

.

Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

                               План работы с родителями

                    в старшей группе№9 «Наран»

 Работа с родительским комитетом:

Ежемесячно, по мере возникновения организационных вопросов.

Разработка тематических консультаций и дополнительной демонстрационной наглядности для родителей:

регулярная смена информации в родительском уголке в соответствии с актуальными темами.

Сентябрь

1. Оформление «Уголка для родителей»: «Режим дня», «Рекомендации психолога, логопеда», «Задачи на новый учебный год», «Учите и читайте вместе с нами», «Расписание НОД».

2. Памятка «Возрастные характеристики детей 4-5 лет».

3. Организационное родительское собрание:» Возрастные особенности 4-5 лет»

4. Консультации по текущим вопросам

Октябрь

1. Совместная работа детей и родителей в организации выставки осенних поделок из овощей : « Чудеса с грядки».

2. Консультация « играем пальчиками и развиваем речь».

3. Памятка «Правила дорожного движения».

4. Памятка родителям о ППД,

Ноябрь

1. Консультация «Значение потешки для детей среднего возраста».

2. Провести конкурс –поделок среди мам  «Самая -лучшая».ко дню матери

3. Консультация для родителей  по запросам родителей.

Декабрь

1.Консультация «Чем занять ребенка дома в праздники»

2.Праздничный новогодний карнавал с участием родителей.

3.Конкурс-выставка «Новогодняя игрушка»

4.Памятка «Безопасный Новый год».

Январь

1.Консультация «О детском травматизме»

2.Памятка «Прогулки в зимний период»

3.Родительское собрание» Воспитание ребенка-задание не из легких.Влияние семьи на воспитание ребенка».

4.Организация фотовыставки «Новогодние и рождественские праздники»

Февраль

1.КонсультацияКакие игрушки необходимы детям» « Игра, как средство нравственного воспитания»

 2. Папка-передвижка : «Что делать, если у ребенка плоскостопие».

3. Буклет «Знай правила дорожного движения»

4. Организовать спортивный праздник «Мой папа и я»с участием пап.

5. Привлечь родителей в оформлении стенгазеты к 23 февраля.

6. Изготовление чучела на развлечение « Масленница».

Март

1.Праздник «Любимые,милые, родные»

2.Фотовыставка «Наши мамы»

3.Подготовить темы к беседам о профилактике респираторно- вирусных заболеваний в весенний период»

4. Коксультация:» Правила вежливости и этикета»

.

Апрель

1.Папка- передвижка « Травматизм- на дорогах»

2. Консультация :» Учите детей правильно обходить транспорт»

3.Беседа:» 1.2.3.4.5.-я иду гулять. Одежда по сезону».

4.Плакат « День космонавтики».

5.День открытых дверей- « День здоровья».

Май.

1.Родительское собрание «Чему мы научились за год»

.2.Консультация « Скоро Лето».

3.Акция к Дню победы « Собери посылку ветерану»

4.Консультация:» Профилактика желудочно-кишечных заболеваний»

5.Выставка творческих  работ детей «Чему научились за год».

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.

Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Формы взаимодействия детей и взрослых в процессе взаимодействия с людьми и окружающим миром.

     Введение: Взаимодействие человека как личности с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жиз...