Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду
консультация (подготовительная группа)
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в
разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над
нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_i_puti_ego_realizatsii_v_detskom_sadu.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание и пути
его реализации в детском саду
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в
разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над
нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности
и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная
незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит
пропаганда ложных ценностей.
Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад
и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия –
формирование личности юного человека.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду
определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих
для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого
характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками
учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что
обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности,
духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит
активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения
и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское
воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.
В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»
патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и
целенаправленная деятельность органов государственной власти и
организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания,
чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского
долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления
ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях;
способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю,
доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе;
приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать
художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную
часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная
цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к
ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении
идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного
конституционного порядка и организации жизни демократического
общества.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось
большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и
другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей
Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты,
справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,
учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот,
кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и
справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает
обращение к нравственным ценностям отечественного образования и
воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада
жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть
главное условие выживания нашего общества, сохранения российского
народа и российской государственности.
Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые
отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность,
почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные
особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.
Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций
своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить
Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо
взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной
местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение
перекати-поле.
В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-
патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н.
Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами
краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система
патриотического воспитания в ДОУ» , М.Ю. Новицкая «Наследие.
Патриотическое воспитание в детском саду» , М.Д. Маханёва «Нравственно-
патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» , Г.А.
Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».
Авторы в своих работах указывают на использование:
1. личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения
ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном
ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.
2. интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют
созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на
новые модели организации деятельности.
Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения
различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все
виды познавательной и творческой деятельности, разнообразные игры:
дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные.
Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие
которых необходимо для успешного осуществления познавательной и
речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный
средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах
деятельности.
Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку
возможности: реализовать свой творческий потенциал, поскольку на
занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и
премудрости жизни; в интересной игровой форме обогатить свой жизненный
опыт; сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим
людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками;
воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении
на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.
Интеграция происходит по нескольким направлениям.
1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных
ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в
стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к
различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование,
наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).
2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие
инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи.
3. Продуктивная деятельность: реализация впечатления, знаний,
эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках,
в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной
игровой и творческой деятельности.
Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным
средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой –
служение добру, служение людям. Специально организованная система
образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи
обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую
деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы
новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их
приобретения, к себе, как субъекту деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду
Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание тр...
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Нравственно- патриотическое воспитание...
"Формирование нравственно-патриотических чувств к Родине у дошкольников начинаем с детского сада".
Патриотическое воспитание очень важно для дошкольников. Хочу поделится своим опытом работы как это проходит в нашей ДОО....
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе МДОУ №5 детского сада «Солнышко» г. Алушта Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна
Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина. Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить пре...
Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Последний год в детском саду" в подготовительной группе
Нравственно - патриотическое воспитание по теме в подготовительной группе. В блок включены беседы, игры, художественная литература, сюжетно ролевые игры, театрализованная деятельность....
Консультация для родителей Нравственно-патриотическое воспитание детей 2-3 лет в детском саду
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» чт...