Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду
консультация (подготовительная группа)

Ирина Петровна Новиченкова

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в

разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над

нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте,

милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание и пути

его реализации в детском саду

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических

периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в

разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над

нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте,

милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности

и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная

незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит

пропаганда ложных ценностей.

Активно противостоять этим негативным тенденциям, призваны детский сад

и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия –

формирование личности юного человека.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду

определяется парадигмой личностно-деятельностного подхода. В ведущих

для дошкольника видах деятельности и общения продуктивного, творческого

характера усваиваются знания, происходит овладение умениями и навыками

учения и общения, а также опытом творческой деятельности, что

обеспечивает формирование интеллектуальной и субъективной активности,

духовно-нравственного сознания. В дошкольном возрасте происходит

активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения

и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское

воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»

патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и

целенаправленная деятельность органов государственной власти и

организаций по формированию граждан высокого патриотического сознания,

чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского

долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления

ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях;

способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю,

доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе;

приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать

художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную

часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная

цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к

ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении

идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного

конституционного порядка и организации жизни демократического

общества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось

большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и

другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей

Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты,

справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,

учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот,

кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и

справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает

обращение к нравственным ценностям отечественного образования и

воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада

жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть

главное условие выживания нашего общества, сохранения российского

народа и российской государственности.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые

отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность,

почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти нравственные

особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства.

Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций

своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить

Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Д.С. Лихачёв отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо

взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной

местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение

перекати-поле.

В настоящее время разработаны программы и пособия по нравственно-

патриотическому воспитанию детей: В.Н. Вишневская «Свет Руси», Г.Н.

Абросимова «Патриотическое воспитание дошкольников средствами

краеведо-туристской деятельности», Е.Ю. Александрова «Система

патриотического воспитания в ДОУ» , М.Ю. Новицкая «Наследие.

Патриотическое воспитание в детском саду» , М.Д. Маханёва «Нравственно-

патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» , Г.А.

Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина».

Авторы в своих работах указывают на использование:

1. личностно-ориентированной технологии – организации процесса обучения

ребёнка, при котором занятия проводятся в индивидуальном, свойственном

ему темпе, обладающая наибольшим здоровьесберегающим потенциалом.

2. интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют

созданию основного фундамента развития ребёнка, ориентированные на

новые модели организации деятельности.

Интеграция – глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения

различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все

виды познавательной и творческой деятельности, разнообразные игры:

дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные.

Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие

которых необходимо для успешного осуществления познавательной и

речевой деятельности. Механизмом интеграции является образ, созданный

средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах

деятельности.

Интегрированное построение образовательной деятельности даёт ребёнку

возможности: реализовать свой творческий потенциал, поскольку на

занятиях ребёнок думает, сочиняет, фантазирует, познаёт законы и

премудрости жизни; в интересной игровой форме обогатить свой жизненный

опыт; сформировать позитивное отношение к окружающему миру, другим

людям, самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками;

воспитать чувство патриотизма, потребности в самоотверженном служении

на благо Отечества; ответственность за свои дела и поступки.

Интеграция происходит по нескольким направлениям.

1. Социальный мир: систематизация, углубление и усвоение детьми вечных

ценностей: сочувствия, сострадания, правдолюбия, милосердия, в

стремлении его к добру и неприятию зла; формирование интереса к

различным формам познания мира (моделирование и экспериментирование,

наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность).

2. Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса, развитие

инициативной речи; совершенствование грамматической структуры речи.

3. Продуктивная деятельность: реализация впечатления, знаний,

эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевой игре, в инсценировках,

в играх-драматизациях; реализация коммуникативных навыков в совместной

игровой и творческой деятельности.

Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным

средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой –

служение добру, служение людям. Специально организованная система

образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи

обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую

деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы

новых для него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их

приобретения, к себе, как субъекту деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду

Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание тр...

"Формирование нравственно-патриотических чувств к Родине у дошкольников начинаем с детского сада".

Патриотическое воспитание очень важно для дошкольников. Хочу поделится своим опытом работы как это проходит в нашей ДОО....

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе МДОУ №5 детского сада «Солнышко» г. Алушта Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Васильевна

Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина.  Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить пре...

Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Последний год в детском саду" в подготовительной группе

Нравственно - патриотическое воспитание по теме в подготовительной группе. В блок включены беседы, игры, художественная литература, сюжетно ролевые игры, театрализованная деятельность....

Консультация для родителей Нравственно-патриотическое воспитание детей 2-3 лет в детском саду

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» чт...